Воронежские школы начали цифровую трансформацию
Какие технологичные проекты предусматривает модернизация образования в регионе
Власти Воронежской области активно взялись за цифровую трансформацию школьного образования. Порядка 700 млн руб. в рамках региональных и федеральных проектов выделено на рабочие места для учителей, ноутбуки для учеников и высокоскоростной интернет в сельских школах. Регион не ограничивается вложениями в инфраструктуру — совместно с Ростелекомом и Сбербанком власти объединяют образовательные организации в единую цифровую экосистему.

Воронежские школы перестраиваются, чтобы быть открытыми и доступными
Цифровая трансформация общего образования в Воронежской области описывается сразу в трех федеральных проектах — «Цифровая образовательная среда», «Цифровая школа», «Современная школа». В сумме по ним в развитие воронежских школ вкладывается порядка 700 млн руб.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках программы «Развитие образования» предусматривает создание в регионе к 2024 году «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». В рамках проекта предусмотрена автоматизация документооборота, отчетности и бухгалтерии школ, цифровизация процесса обучения с выходом на индивидуальные траектории, непрерывное обучение педагога online.

Воронежская область по этому проекту получает 226,9 млн руб., из них 222,4 млн руб. — из федерального бюджета, 4,5 млн руб. — из областного. На сегодняшний день в рамках проекта продолжается поставка оборудования в образовательные организации, накануне, в двадцатых числах ноября, в школы поступила партия высокотехнологичного оборудования, которое производится за рубежом.


Федеральный проект «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование» предусматривает в Воронежской области финансирование в 533 млн руб., в том числе 461,2 млн руб. федеральных средств и 71,8 млн руб. из областного бюджета.

«Проект направлен на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения в предметной области "Технология"», — подчеркивают в департаменте образования облправительства.

На сегодня в рамках проекта в двух образовательных организациях обновлена материально-техническая база для 240 детей с ограниченными возможностями здоровья, в 42 для 22,4 тыс. детей созданы пространства «Точка роста».
Власти Воронежской области отмечают высокие промежуточные результаты от реализации проектов по модернизации школьного образования в 2020 году. К сентябрю 105 образовательных организаций получили современное оборудование для создания рабочих мест учителя, а также ноутбуки для обучающихся. Теперь 100 % образовательных организаций региона обеспечены автоматизированными рабочими местами учителя.

Свыше 90% образовательных организаций подключены к интернету по вновь построенным и существующим оптоволоконным каналам, остальные — по беспроводной связи с гарантированной скоростью.

«Только за лето 2020 года широкополосный доступ в сеть скоростью соединения не менее 50 Мб/с предоставлен 494 сельским школам. Еще 279 образовательных организаций, расположенных в городской местности, обеспеченны интернет-соединением со скоростью соединения в диапазоне 90-100 МБ/c»,— подчеркивают в департаменте образования.
Все школы региона подключены к электронным сервисам: системе организации дистанционного обучения, системе видеоконференцсвязи. Созданы региональные системы видеоконференцсвязи, информационно-библиотечных центров, электронного обучения, IP-телефонии.

«Новые возможности позволяют реализовывать онлайн-, электронное и смешанное обучение, пользоваться корпоративной сетью и активно внедрять сетевую форму реализации основной образовательной программы, тем самым расширив доступность образовательных программ для детей из сельской местности посредством дистанционного обучения»,— констатируют в департаменте.

В пилотном режиме 406 школ отказались от ведения бумажного журнала и перешли на предоставление информации о текущей успеваемости детей в электронном виде. Это позволило добиться наибольшей открытости образовательного процесса для родителей и оптимизировать объем отчетности для учителей.

«
Губернатор Воронежской области Александр Гусев
«Один из не самых очевидных инструментов удержания молодежи в районах Воронежской области — высокоскоростной интернет. Детей можно удержать на селе созданием полноценных условий по получению знаний и информации из сети. Поэтому все сельские школы должны быть оснащены необходимым оборудованием. Мы хотели эту задачу решить к 2021 году, но выполним раньше, почти целиком уже в 2020 году», — отмечает губернатор Воронежской области Александр Гусев

»
Школа на 1 100 мест в селе Ямное Рамонского района отрылась 1 сентября 2020 года в рамках реализации правительством Воронежской области нацпроекта «Образование»
Директор Центра цифровой трансформации Института развития образования имени Бунакова Денис Плотников


«Оценки будут ставиться с применением нейросетей, исходя из анализа множества условий, а не только того, правильный был ответ или нет»



Цифровизацию школ в Воронежской области курирует Институт развития образования имени Бунакова. Директор Центра цифровой трансформации института Денис Плотников в интервью сообщил о технологических подробностях реализации и первых результатах проекта.
Что власти Воронежской области понимают под «цифровой школой» в рамках проекта?
— В качестве примера можно рассматривать проектируемы орбразовательный центр в районе яблоневых садов в Воронеже на Московском проспекте, 142В. Это не просто школа-новостройка это первая в регионе умная и цифровая школа.

В образовательный центр включена школа на 2860 мест, детский сад на 600 мест. Строительство объекта начнется в 2021 году. Вводв эксплуатацию запланирован на 2022 год. Именно в этой школе закладываются абсолютно новые процессы организации и сопровождения образовательного процесса уже на этапе проектирования.

Цифровую школу мы понимаем как инфраструктуру возможностей, создающуюся в том числе за счет цифровых средств. Здесь надо понимать, что это должно находить отражение в любой школе, не только в новой. Это должен понимать в первую очередь сам директор.
Какие новые возможности дают школам информационные системы, о которых идет речь?
— Здесь первостепенная цель не массовое внедрение цифровых образовательных платформ и информационных систем, а создание целостной экосистемы, в которую цифровые платформы, безусловно войдут как часть. И если дети, как сейчас принято говорить, уже рождаются с гаджетами в руках, то их родителям и учителям придется приложить некоторые усилия для освоения электронных сервисов. Но здесь самое сложное не столько освоение, сколько осознание того, что это надо делать, что это единственно правильный путь. Для этого необходимо переосмыслить сам процесс.

Образовательная система, в том числе и школьная, очень консервативна. Для этого достаточно пообщаться с учителями, которые работают достаточно долго. В целом это не является плохим качеством. Как минимум потому, что если система образования начнет меняться слишком быстро, то перестанет быть авторитетом для взрослого поколения и будет вызывать отторжение (как пример — тотальный переход на дистант), а если совсем медленно, то будет абсолютно не интересна ученикам. Поэтому одна из задач цифровой трансформации воронежских школ — показать необходимость переосмысления процессов.

К примеру, внедрение электронного журнала, дополнение традиционных уроков интерактивной доской и подобное — это не цифровизация, это просто смена привычного инструмента на более удобный, современный, совершенный. При этом нет принципиальной разницы оценка в электронном журнале или в бумажном. Нет изменения процесса. А цифровая трансформация — это про изменение процесса, в частности, когда таже оценка ставится из анализа множества условий, а не только исходя из того, правильный был ответ или нет.
В чем будут заключатся технологические новшества?
— Например, успеваемость обучающихся может отслеживать нейросеть. Именно в таком русле мы начинаем говорить о цифровой трансформации процесса.

Далее могут использоваться другие базовые технологияи цифровой трансформации: виртуальная реальность, дополненная реальность и прочее.

В целом это уже не фантастика. Ростки этого пробиваются в той или иной степени в любой школе, муниципалитете. Просто где-то медленнее, где-то быстрее. В крупных школах автоматизация началась и раньше. Поэтому сейчас кто-то уже проводит уроки с очками виртуальной реальности, а кто-то только начинает осваивать интерактивную доску. Но в целом направление развития региона задано, и оно не изменится.

Наша задача — создать на региональном уровне набор условий, чтобы использование средств цифровой трансформации максимально быстро стало доступно для всех обучающихся. Тем самым будет обеспечено право на качественное образование для всех все зависимости от факторов. Необходимо выработать такую персонифированную модель образования, которая формирует набор компетенций, позволяющий школьникам быть успешными в новых условиях — в условиях цифровой экономики.
Какой станет роль педагога при образовании в цифровых школах?
— Цифровая трансформация — это трансформация процессов ради тотальной персонализации образования. Разумеется, меняется роль учителя, он перестает быть единственным источником знаний. Его роль трансформируется, поскольку меняется процесс. Если учитель понимает, что есть новые инструменты, которые дают новые возможности в плане повышения качества образования — никакая платформа не сможет заменить такого учителя.

Когда пытаешься представить, как будет выглядеть урок в цифровой школе, воображение рисует шлемы виртуальной реальности, проекцию учителя в виде голограммы, который управляет «умным» образовательным пространством. Понятно — это из разряда фантастики, но в целом мне было тяжело представить год назад, что учителя будут массово проводить уроки в Zoom. А сегодня это реальность. И все остальное реальность — в очень и очень краткосрочной перспективе. Горизонт планирования здесь — три-пять лет максимум.

Но не стоит забывать, что главные качества учителя по-прежнему будут касаться человека и его способности ориентироваться в огромном информационном поле, умении выстраивать коммуникацию с ребенком. Детям нужны учителя, ровно как и учителям нужны дети. Но востребованы учителя, которые понимают как использовать все современные технологии, чтобы повысить качество образования ребенка.

Возможно, ученики должны быть учителями больше, чем сами учителя. Порой всем мы совершаем типичную ошибку — пытаемся поделиться с детьми знаниями, но даже сами не задумываемся, как они смогут применить эти знания в современном мире? Что, если завтра знания поменяются и ребенок будет не способен их обновить самостоятельно? Цифровая трансформация экономики требует от миллионов людей новых умений. Приобрести необходимые навыки помогают новые формы обучения, в первую очередь онлайн-образование и цифровизация образовательного процесса.


Подход к школьникам ищут индивидуально
Воронежская область стала пилотным регионом по внедрению персонифицированной модели обучения, проект реализуется совместно со Сбербанком.

Сегодня в Воронежской области пилотный проект реализуется для школьников с пятого по восьмой класс. Всего в нем участвует 630 педагогов и 4,3 тыс. обучающихся в 214 классах.
Как сообщили в правительстве Воронежской области, с 2020 года в учреждениях общего образования региона регионе проводится апробация цифровой платформы персонализированного обучения, которая призвана обеспечить реализацию для школьников индивидуальных учебных траекторий и столь же индивидуальную оценку их успеваемости.

В качестве эксперимента, в апреле 25 образовательным организаций региона получили доступ предоставлен доступ к школьной цифровой платформе.

«Каждая образовательная организация самостоятельно определяет перечень классов и предметов, реализуемых в проекте»,— отмечают в департаменте образования облправительства. С сентября 2020 года к пилотному проекту персонифицированной модели обучения присоединились ученики уже 121 школы региона.
Оборудование для проекта обучающимся, имеющим потребность в компьютерной технике, на благотворительных условиях предоставил Сбербанк. Речь о 1 285 образовательных комплектов SmartBox с предустановленным доступом на школьную цифровую платформу. Они позволяют «обеспечить равными техническими возможностями для обучения с использованием школьной цифровой платформы учеников на территории всей области», отмечают в департаменте.

Региональным оператором проекта назначен воронежский Институт развития образования имени Бунакова. Правительство Воронежской области заключило соглашение о развитии в регионе проекта по персонифицированному обучению с Сбербанком и НКО «Платформа новой школы». Для успешной реализации проекта по внедрению цифровой платформы создан региональный ведомственный проектный офис.

Как выглядит оборудование для персонифицированного образования школьников в Воронежской области
Если материал вам понравился, расскажите о нем коллегам и партнерам. Спасибо!