Продукция ВАСО
Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО) исполнилось 85 лет
Двадцать первый век для ВАСО – время освоения новых технологий, более тесного сотрудничества с другими предприятиями отрасли. Труд воронежских авиастроителей воплощен в современных гражданских лайнерах, востребован при выполнении государственного оборонного заказа, интересен зарубежным партнерам. Воронежцам есть что предъявить коллегам и потребителям.

Дальнемагистральные пассажирские самолеты
Ил-96-300 получил межгосударственный сертификат летной годности Госавиарегистра (№22-96-300 АР МАК) на право пассажирских перевозок. Он способен без посадки долететь из России в Америку, на Ближний и Дальний Восток, в страны Южного полушария.
Впервые Ил-96-300 отправился в рейс 14 июля 1993 года. С тех пор со стапелей ВАСО сошли 23 самолета этого типа. Девять воздушных машин используются в Специальном летном отряде «Россия», который перевозит первых должностных лиц Российской Федерации, в том числе президента. Еще четыре принадлежат авиакомпании Cubana de Aviacion (Куба), одна из них предназначена для перевозки лидеров этого государства.

Краткая статистика Ил-96-300 за двадцать с лишним лет: самолет налетал около 500 тысяч часов и совершил 75 тысяч рейсов общей протяженностью 400 миллионов километров. В цехах ВАСО трудятся над двадцать четвертой и двадцать пятой машинами из этой серии.

ИЛ-96-400 – новая модификация самолета Ил-96-300. Она отличается удлиненным фюзеляжем, увеличенным размахом крыла и более мощными двигателями. Конструкторские решения обеспечивают ей высокий уровень безопасности и экономичности.
Региональный лайнер
Ан-148 – ближнемагистральный региональный самолет, разработанный на предприятии «АНТК имени О.К. Антонова» (Украина). Самолет отвечает международным требованиям по шуму на местности и эмиссии двигателей. Комфорт для пассажиров (до 85 человек) сопоставим с уровнем магистральных самолетов.
Серийный АН-148 поднялся с аэродрома ВАСО в первый испытательный полет 19 июля 2009 года. Самолеты из Воронежа совершают рейсы между девятью городами в семи регионах России на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Пять машин АН-148-100Е, которые базируются в Иркутске, доработаны с учетом их использования на грунтовых аэродромах и при низких температурах. Они не раз садились в Якутии в 50-градусный мороз и при горизонтальной видимости 350 метров.

По заказу МЧС России на ВАСО построены два «летающих госпиталя» Ан-148-100ЕМ. Внутри каждого из них может быть установлено шесть медицинских модулей. Новейшее оборудование позволяет контролировать состояние пострадавшего и проводить терапевтические процедуры во время полета.

Всего в России выпущено 30 лайнеров Ан-148 разных модификаций. Они эксплуатируются спецотрядом «Россия», Федеральной службой безопасности. ВАСО выполняет и заказ Министерства обороны РФ на поставку пятнадцати Ан-148-100Е.
Ближне- и среднемагистральные самолеты
Sukhoi Superjet 100 (SSJ) способен доставить 95 пассажиров на расстояние до 3000 км, а его модификация с увеличенной дальностью – до 4500 км. Семейство самолетов SSJ соответствует современным и перспективным требованиям российского и мирового рынка гражданской авиации.
SSJ выпускает компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) во взаимодействии с рядом заводов, включая ВАСО. На ВАСО производят примерно 10% от общей конструкции самолета. В каждом поставляемом отсюда комплекте – около 150 наименований агрегатов. Для соблюдения требований заказчика на ВАСО создали специализированный цех.

МС-21 – проект семейства пассажирских среднемагистральных самолетов. Их разрабатывают ОКБ имени А.С. Яковлева и корпорация «Иркут». Производство МС-21 включено в госпрограмму развития авиапрома. Этот лайнер должен стать основой гражданской программы производства ОАК. Планируется выпустить 250 машин.

На ВАСО будут делать люки из полимерных композиционных материалов (ПКМ), обтекатели рельсов закрылков, пилоны для двигателей, створки основной и передней опоры шасси и обтекатели «крыло-фюзеляж», а также детали носовой и хвостовой частей вертикального и горизонтального оперения. В августе 2014 года для стендовых испытаний были изготовлены первые четыре панели носовой части стабилизатора.

К 2020 году ВАСО должно поставить комплектующие для 72 самолетов. Ради выполнения этой программы реализуется проект модернизации предприятия.
Транспортные самолеты
ВАСО участвует в производстве тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А, которые считаются новым словом в российском авиастроении. По контракту с компанией «Авиастар-СП» (Ульяновск), где собирают Ил-76МД-90А, ВАСО изготавливает пилоны, рельсы закрылков и мотогондолы.
А на борту легкого военно-транспортного самолета Ил-112В можно разместить два автомобиля типа УАЗ-452, до 50 человек личного состава, до 25 парашютистов с личным вооружением. Ил-112В придет на смену заслуженным Ан-26 Воздушно-космических сил. Большинство его комплектующих производят и собирают на ВАСО, в процессе кооперации участвуют еще два предприятия в Ульяновске и Казани.

Новый самолет может садиться на слабо оборудованные и необорудованные аэродромы. Поэтому он подходит еще и для экспедиций и перевозки вахтовиков. Как полагают эксперты, Ил-112 будет успешно соперничать на мировом рынке с зарубежными аналогами.

Ноу-хау от ВАСО – терминалы, через которые в 3D можно рассмотреть конфигурацию любой детали, увидеть все этапы производственного цикла. Около 60 процентов участников сборки – молодые специалисты предприятия. Среди них есть участники мирового чемпионата профессионального мастерства WorldSkills.