«Стартовый капитал — это мозги и желание»
Предприниматели из Воронежской области о преодолениях на старте своего дела
В 2022 году более ста бизнесменов из Воронежа стали лауреатами премии для умных и свободных предпринимателей от Альфа-Банка. Слоган премии и ее рекламной кампании — «Ты все делаешь не так. Продолжай!». Так банк стремится поддержать небольшие компании в их начинаниях и развитии, вдохновить бизнес как можно чаще делать все «не так», как было до них, и мыслить нестандартно. Мы поговорили с лауреатами об особенностях их проектов, а с экспертами Альфа-Банка — о подходах к преодолению препятствий, которые встают на старте своего дела
Сергей Бронников, руководитель и совладелец ООО «Пекарни Черноземья»
«От доставки перешли к промышленному производству»
Компания «Пекарни Черноземья» производит в Воронеже пончики под брендом Don Donut для торговых сетей и общепита. На местном рынке компания — фактически монополист, а ее сеть поставок из региона охватывает ритейл по всей России. Производство готовится к расширению на территории местной особой экономической зоны. Ключевой финансовый партнер компании на всех этапах ее развития — Альфа-Банк. В нем открыты расчетные счета «Пекарен Черноземья», банк ведет зарплатный проект предприятия и финансирует его развитие

О идее бизнеса и планах по его расширению рассказывает Сергей Бронников, руководитель и совладелец компании
О рождении идеи

Проект стартовал восемь лет назад. Мы с партнерами были заинтересованы в открытии производства, интересовала именно пищевая ниша. Идея начиналась как доставка донатсов на дом. С тем, чтобы заказать пиццу или суши проблем не было. А вот доставить сладкое к празднику или просто на вечер в Воронеже было некому.

«
Сергей Бронников




Мы нашли в Тольятти ребят, которые занимались пончиками, поехали набраться опыта. А они как раз решили закрываться. И мы выкупили их бизнес вместе с брендом Don Donut, который потом зарегистрировали как торговую марку,— рассказывает Сергей Бронников, совладелец ООО «Пекарни Черноземья»

»
К промышленному производству перешли уже в первый год. Поняли, что работать можно не только на конечного клиента, но и в формате b2b. Проводником для нас была компания «Русский аппетит», с которой мы до сих пор сотрудничаем.
Начинали с поставки пончиков в десять их киосков, потом стали снабжать всю сеть. После вышли на уровень поставок федеральным ритейлерам — X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси».
О стартовом капитале

Он был минимальным. Для меня это не первый опыт в предпринимательстве — всего было порядка 15 бизнесов. Деньги с одного из прошлых проектов пошли на этот.
О конкуренции

На воронежском рынке конкурентов нет. Но мы себя с Воронежской областью скорее просто ассоциируем — здесь комфортные условия для бизнеса. А реализацией занимаемся по всей России и за рубежом — в Белоруссии. Воронежский рынок сегодня занимает менее 10% от нашего объема. В целом по стране конкуренция у нас, в основном, с зарубежными поставщиками.
Воронежский рынок сегодня занимает менее 10% от нашего объема. Но ассоциируем себя с Воронежем — здесь комфортные условия для бизнеса
Сергей Бронников
О позиции на рынке и планах по развитию

Каждый из последних трех лет компания вдвое растет по обороту и мощностям. Расширяется и география поставок.
На 2022-й был план тоже вдвое вырасти, но сейчас ожидания изменились в лучшую сторону. Рассчитываем на еще более динамичное развитие.
Планируем строить в особой экономической зоне «Центр» завод по производству 4-5 млн пончиков в месяц. На сегодняшний день проект перекраиваем, будем делать мощность гораздо большей, поскольку видим, куда можно эту продукцию реализовывать.
О сегодняшней конъюнктуре

Трудно спрогнозировать стоимость нового производства в связи с ситуацией в стране. Львиную долю — 220 из 300 млн руб. — планировалось потратить на итальянское оборудование. В связи со скачками курсов, цена на него каждый раз иная. Было и 350, и 210 млн руб.
О преодолениях

Мы являемся монокомпанией, производим один продукт. Хотим проявить свой профессионализм исключительно в донатсах. В связи с этим были трудности с логистикой: доставка лишь одного продукта требует его увеличивать партии как минимум до одной машины. Но выход нашли.

Сегодня прорабатываем варианты с российским оборудованием взамен импортного. Готовых линий для донатсов в России не делают, но наши инженеры вместе с конструкторскими бюро сейчас занимаются разработкой аналогов.

«
Евгений Беляков


Всегда на старте бизнеса кажется, что то время не то, то проекты не те. Нет, это неправильный тезис. Нет таких проектов, для которых время «не лучшее». Вспомните слоган нашей премии: «Ты все делаешь не так, продолжай». На то и предприниматели, чтобы пробовать и мыслить нестандартно. Если искренне верят в свое дело — добьются успеха. А со своей стороны мы верим в наших предпринимателей и всегда готовы помогать в их начинаниях,— отмечает Евгений Беляков, директор по малому и микробизнесу Альфа-Банка в Воронежской области
Что значит для предпринимателя получить премию от Альфа-Банка

В целом премия существет с 2019 года и уже стала своеобразным предпринимательским Michelin. Для представителей малого бизнеса она означает признание правоты выбранного ими пути. В числе других критериев — максимальный рост выручки за год, значимое положение в регионе и сильная деловая репутация.

Знак качества премии воплощен в эксклюзивной статуэтке из бетона и стекла, которая символизирует устойчивость и конкурентоспособность бизнеса предпринимателя. Он служит подтверждением финансовой стабильности и хорошей репутации.
    Наталия Токарева, гендиректор и совладелец ООО «3Д комплекс»
    «Малые промышленные предприятия двигают прогресс»
    Компания «3Д комплекс» управляет в Воронеже производством ковки и литейным цехом. Предприятие изготавливает ворота, ограды, скамейки, малые архитектурные формы из металла. Один их последних проектов — фонари уличного освещения для проекта реконструкции главной улицы Воронежа. Финансовым партнером развития компании во всех ее ключевых проектах выступает Альфа-Банк

    О старте и масштабировании предприятия рассказывает Наталия Токарева, его гендиректор и совладелец
    О рождении идеи

    В 2014 году я создала крупнейший в России центр промышленной 3D печати, а потом три года его возглавляла. Этот опыт вместе с образованием инженера-металлурга позволил запустить свое производство литейных форм. Это было в начале 2017-го, тогда 3D-технологии были трендом, но мало применялись в реальных процессах.
    Думаю, что малые промышленные предприятия — основной двигатель прогресса и экономики. Мы мобильные, гибкие, «живучие» и активные
    Наталия Токарева
    В 2019-м наша компания выиграла грант по программе «Старт» Фонда Бортника. С этого события начался интенсивный рост. Мы стали производить модельную оснастку для сложных отливок, нашли заказчиков, с большинством из которых сотрудничаем до сих пор.
    А кризисный 2020-й стал для нас годом новых возможностей. В апреле одно из литейных предприятий, на котором мы размещали производство отливок по нашей оснастке, приостановило работу. Остались контракты, которые нужно было выполнять.
    О стартовом капитале

    Им стали 500 тыс. руб. собственных средств, сотрудничество с Воронежским институтом высоких технологий (ВИВТ), где я до сих пор преподаю, мозги и желание «сделать это». Первый 3D-принтер просто стоял на балконе нашей квартиры.
    О конкуренции

    Власти скептически относятся к малым промышленным предприятиям. Один чиновник мне сказал: «Такие, как ты мешают крупным предприятиям, у вас ниже накладные и вы забираете заказы у них». Я не согласна. Мы не конкуренты крупным компаниям, мы выполняем заказы, которые им не интересны. Зачем вынуждать покупать по небольшим заказам в Китае, если в России можно изготовить практически все. Думаю, что малые промышленные предприятия — основной двигатель прогресса. Мы мобильные, гибкие, «живучие» и активные.
    О позиции на рынке и планах по развитию

    Сегодня в компании 26 человек, выручка за 2021 год составила более 80 млн руб. и мы продолжаем расти. Собран портфель заказов более чем на 50 млн руб., который требует работы в две смены. По итогам 2022-го мы планируем как минимум удвоить выручку.
    Мы увидели новые возможности в имортозамещении. Работаем над проектом по производству запчастей, комплектующих для нефтегазовой, автомобильной и сельскохозяйственной отраслей
    Наталия Токарева
    Правительство области создало в Воронеже мощный индустриальный парк «Масловский», он удачно расположен, подведены коммуникации. Нам было бы интересно расположить свое предприятие в нем, производственные площади — большой дефицит.
    Но есть проблема: для строительства в «Масловском» необходим проект с большим объемом подтвержденных инвестиций. Мы готовы построить завод, найдем деньги. Но в качестве поддержки от властей нам бы очень помогли послабления по требуемому объему инвестиций.
    О сегодняшней конъюнктуре

    До конца февраля у нас были планы по строительству собственного производственного здания, но пришлось пока остановить проект. Но нет худа без добра, мы увидели новые возможности в имортозамещении. Работаем над проектом по производству запчастей, комплектующих для нефтегазовой, автомобильной и сельскохозяйственной отраслей.
    О преодолениях

    Технических специалистов на рынке все меньше, профессионалов с опытом можно пересчитать по пальцам. Мы решаем проблему за счет подготовки выпускников вузов «под себя». Сотрудничаем с Воронежским институтом высоких технологий, начинаем вести студентов со второго курса: сначала занятия и лекции, затем производственная практика, а на третьем курсе приглашаем перспективных на работу. Я рекомендую этот формат любому бизнесу, испытывающему кадровый голод.

    «
    Евгений Беляков


    У Альфа-Банка есть решения для поддержки развития бизнеса в сложных экономических условиях. Это две кредитных программы со ставкой в 15% годовых со льготным периодом до трех лет. Одна — совместно с Банком России, вторая — с государственной «Корпорацией МСП». По ним мы получили от клиентов в Воронежской области более 40 заявок на сумму свыше 400 млн руб. Еще для части клиентов мы предоставили кредитные каникулы, провели реструктуризацию задолженности,— отмечает Евгений Беляков, директор по малому и микробизнесу Альфа-Банка в Воронежской области
    Решения для поддержки бизнеса от Альфа-Банка

    • Бесплатный мобильный и интернет-банк;
    • Бесплатная регистрация онлайн;
    • Бесплатное открытие счета;
    • Бесплатная бухгалтерия;
    • Широкая кредитная линейка;
    • Льготные кредитные программы в рамках мер господдержки;
    • Льготная ставка по торговому эквайрингу;
    • Комплексный факторинг.
    Михаил Анциферов, учредитель и гендректор ООО «Фармимпульс»
    «Все начинал с нуля в кризис»
    Компания «Фармимпульс» занимается в Воронеже оптовой торговлей фармацевтической продукцией, медицинской техникой и комплектующими, а также ведет их розничную продажу. Свои финансы развивающаяся компания доверяет Альфа-Банку

    О концепции и создании бизнеса рассказывает Михаил Анциферов, его учредитель и руководитель

    О рождении идеи

    Когда в кризис 2014 года мне начали сокращать зарплату, я понял, что пора создавать что-то свое. Нишу выбрал тут, в которой долго работал в ней и имел профильный опыт.
    О стартовом капитале

    С ним было сложнее, чем с выбором ниши и бренда. Начинал абсолютно с нуля в посткризисном 2015 году. На старте работал один, без сотрудников.
    О конкуренции

    Рынок на старте был проще чем сейчас. Несмотря на то, что товаров в сфере медицинского оборудования было больше, конкурировать все равно было легче.
    О планах

    Сегодня у нас уже есть небольшой коллектив, значительно увеличились обороты. Начинаем расширять бизнес — в начале года открыли свой первый розничный магазин расходных материалов, дезинфицирующих средств и медицинского оборудования. В планах на будущее — начало производства в своей нише.
    Сейчас рынок постепенно успокаивается. Работаем по ситуации, далеких прогнозов не делаем
    Михаил Анциферов
    О сегодняшней конъюнктуре

    Производители резко пересмотрели условия работы, цены на некоторые позиции подскочили вверх. Сейчас рынок постепенно успокаивается. Работаем по ситуации, далеких прогнозов не делаем.

    «
    Евгений Беляков
    В непростых условиях рынка для Альфа-Банка важно оказывать поддержку предпринимателям, вдохновлять их на то, чтобы найти возможности для развития в текущей ситуации. Один из ярких способов — премия для умных и свободных предпринимателей, которую мы вручаем ежегодно. Когда приходится перестраивать бизнес, который создавался годами, крайне важно мыслить нестандартно. Премия позволяет показать тех, у кого это хорошо получается. Это знак качества, который мы присваиваем лучшим клиентам: компаниям с эффективным, динамично растущим, конкурентоспособным бизнесом. Мы верим, что статус станет для бизнес-сообщества в регионе символом современного эффективного бизнеса и безупречной деловой репутации,— отмечает Евгений Беляков, директор по малому и микробизнесу Альфа-Банка в Воронежской области

    Чем известна премия для малого бизнеса от Альфа-Банка

    По итогам 2021 года банк наградил премией для умных и свободных предпринимателей 10 тыс. лучших, по его оценке, представителей малого бизнеса в 44 городах России. Как поясняют в банке, присуждается самым надежным компаниям с эффективным и конкурентоспособным бизнесом
      «Будущее проекта — самокаты на автопилоте»
      Компания «Тесла-шеринг» занимается в Воронеже поминутным прокатом электросамокатов, сначала собственным, потом — по франшизе бренда «Юрент». Финансовым партнером развития проекта выступает Альфа-Банк

      О технологии своего дела рассказывает Михаил Кузнецов, директор и совладелец компании
      О рождении идеи

      Всегда было интересно заниматься электротранспортом. С 2017 года с партнерами мы продавали электросамокаты, работали с ними одними из первых в Воронеже. Тогда я задумался, как популяризировать этот вид транспорта. Идею автоматической аренды через мобильное приложение увидели в Америке. Сначала работали над своим проектом, потом решили взять франшизу.
      О стартовом капитале

      Я привел инвесторов и запустил проект. К тому же, у меня остался бизнес по продаже электротранспорта и электромобилей, он работает отдельно от проката.
      Продавая электросамокаты, я задумался, как популяризировать этот вид транспорта. Пришла идея реализовать в Воронеже формат их проката
      Михаил Кузнецов
      О конкуренции

      Сейчас работаем уже второй сезон. На старте кроме нас в Воронеже на рынке был еще только один игрок. И до сих пор ощущения жесткой конкуренции нет.
      О позиции на рынке и планах по развитию

      Сегодня у нас работает до 50 человек. В 2021 году мы заходили на рынок с парком самокатов с пробегом, сейчас закупили и новые. Планируем и дальше развивать шеринг, предел роста ограничен возможностями парковок.

      «
      Михаил Кузнецов




      На финальной стадии хотели бы строить подземные парковки, где под брусчаткой — беспроводная зарядная станция. Будущее проекта в технологии автопилота, когда самокаты будут сами курсировать по городу до места парковки и зарядки. Это реальность следующих пяти лет,— рассказывает Михаил Кузнецов, директор и совладелец ООО «Тесла шеринг»


      »
      О сегодняшней конъюнктуре

      Появился дефицит запчастей и самокатов. У нас в парке модель, на которую уже завозили компоненты ранее. Пока на нее всего достаточно.

      А на модели, которые вышли в 2021-2022 годах, запчастей нигде не найдешь. Получается, что с Китаем мы все равно работаем за доллары, поэтому это сказывается на цене товара.

      Отключен SWIFT, значит иностранные граждане не могут оплатить шеринг. Их карты отклоняются. Это порядка 3% от общего объема клиентов.

      «
      Евгений Беляков
      Те наши клиенты, которые ориентировались на западные рынки, сейчас полностью перестраивают свои процессы. Готовятся к работе с азиатскими партнерами. Для них очень важно найти контрагентов в Китае, Индии, Турции. Но я уверен, что наши предприниматели подстроятся под текущие изменения, имея опыт и кризиса 2014 года, и первых лет пандемии,— отмечает Евгений Беляков, директор по малому и микробизнесу Альфа-Банка в Воронежской области

      »