Государственные отходы
Как Воронежская область стала лидером
в реализации мусорной реформы в Черноземье

Сортировка мусора
В Черноземье определились все региональные операторы по обращению с отходами, которые отвечают за вывоз мусора на определенной территории и выстраивают отношения с остальными участниками рынка.
Из 12 получивших этот статус в макрорегионе компаний пять целиком либо частично принадлежат областным или муниципальным властям. Они полностью обслуживают Белгородскую, Орловскую и Тамбовскую области, а также почти половину муниципалитетов в Воронежской и Курской областях. По мнению чиновников, таким образом в первые годы реформы удастся лучше контролировать ее ход и не допустить социальной напряженности. Эксперты отмечают общие сложности в деятельности регоператоров и считают, что успешное функционирование зависит не от владельца, а от менеджмента и прозрачности рынка. При этом в Воронежской области, в отличие от других регионов, где статус регоператора получили госкомпании, планируют после стабилизации отрасли отдать вывоз отходов частному бизнесу. В то же время облправительство вкладывает на первом этапе 500 млн руб. в организацию раздельного сбора мусора — это наибольшие инвестиции в Черноземье в решение ключевой задачи мусорной реформы.
Какие компании стали регоператорами в Черноземье
(карта кликабельная)
Орловская область

ООО «Управляющая компания "Зеленая роща"»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 8,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 81%
Тамбовская область

АО «Тамбовская сетевая компания»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 10,3 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 87%
Белгородская область

ООО «Центр экологической безопасности»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 28,3 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 84%
Курская область

АО «Спецавтобаза по уборке Курска»
Северо-Восточная зона (Курск, Горшеченский, Золотухинский, Касторенский, Курский, Мантуровский, Поныровский, Советский, Солнцевский, Тимский, Черемисиновский и Щигровский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 11,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 88%
Воронежская область

ГУП ВО «Облкоммунсервис»
Богучарский кластер
(Богучарский, Верхнемамонский, Кантемировский районы) Борисоглебский кластер (Борисоглебск, Грибановский, Новохоперский, Поворинский и Терновский районы)
Калачеевский кластер (Воробьевский, Калачеевский, Петропавлоский районы)
Лискинский кластер
(Бобровский, Каменский, Лискинский и Острогожский районы)
Россошанский кластер (Ольховатский, Подгоренский и Россошанский районы.
Совокупный предполагаемый объем выручки за 10 лет – 12,2 млрд рублей
Воронежская область

ООО «Вега»
Бутурлиновский кластер (Бутурлиновский, Павловский и Таловский районы)
Панинский кластер
(Аннинский, Верхнехавский, Панинский и Эртильский районы)
Совокупный предполагаемый объем выручки за 10 лет – 6,9 млрд рублей
Воронежская область

ОАО «Экотехнологии»
(Воронеж, Нововоронеж, Каширский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Рамонский, Репьевский, Семилукский и Хохольский районы)
Предполагаемый объем выручки за 15 лет – 19,4 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 83%
Курская область

ООО «Экопол»
Юго-Западная зона
(Беловский, Большесолдатский, Глушковский, Дмитриевский, Железногорский, Конышевский, Кореневский, Курчатовский, Льговский, Медвенский, Обоянский, Октябрьский, Пристенский, Рыльский, Суджанский, Фатежский и Хомутовский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 8,8 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 95%
Липецкая область

АО «Экопром-Липецк»
Центральная зона (Липецк, Липецкий, Хлевенский и Задонский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 10,2 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 98%
Липецкая область

ООО «Чистый город»
Грязинская зона
(Грязинский, Усманский и Добринский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 3,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 74%
Липецкая область

ООО «Региональная многопрофильная компания»
Северная зона (Краснинский, Лебедянский, Данковский, Добровский, Лев-Толстовский и Чаплыгинский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 2,9 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 84%
Липецкая область

ООО «ТЭКО-Сервис»
Елецкая зона (Елец, Елецкий, Воловский, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский и Становлянский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 3,7 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 80%
Орловская область

ООО «Управляющая компания "Зеленая роща"»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 8,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 81%
Тамбовская область

АО «Тамбовская сетевая компания»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 10,3 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 87%
Белгородская область

ООО «Центр экологической безопасности»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 28,3 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 84%
Курская область

ООО «Экопол»
Юго-Западная зона (Беловский, Большесолдатский, Глушковский, Дмитриевский, Железногорский, Конышевский, Кореневский, Курчатовский, Льговский, Медвенский, Обоянский, Октябрьский, Пристенский, Рыльский, Суджанский, Фатежский и Хомутовский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 8,8 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 95%
Липецкая область

ООО «Региональная многопрофильная компания»
Северная зона (Краснинский, Лебедянский, Данковский, Добровский, Лев-Толстовский и Чаплыгинский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 2,9 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 84%
Липецкая область

ООО «Чистый город»
Грязинская зона (Грязинский, Усманский и Добринский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 3,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 74%
Липецкая область

ООО «ТЭКО-Сервис»
Елецкая зона (Елец, Елецкий, Воловский, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский и Становлянский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 3,7 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 80%
Курская область

АО «Спецавтобаза по уборке Курска»
Северо-Восточная зона (Курск, Горшеченский, Золотухинский, Касторенский, Курский, Мантуровский, Поныровский, Советский, Солнцевский, Тимский, Черемисиновский и Щигровский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 11,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 88%
Воронежская область

ГУП ВО «Облкоммунсервис»
Богучарский кластер (Богучарский, Верхнемамонский, Кантемировский районы)
Борисоглебский кластер (Борисоглебск, Грибановский, Новохоперский, Поворинский и Терновский районы)
Калачеевский кластер (Воробьевский, Калачеевский, Петропавлоский районы)
Лискинский кластер (Бобровский, Каменский, Лискинский и Острогожский районы)
Россошанский кластер (Ольховатский, Подгоренский и Россошанский районы)
Совокупный предполагаемый объем выручки за 10 лет – 12,2 млрд рублей
Липецкая область

АО «Экопром-Липецк»
Центральная зона (Липецк, Липецкий, Хлевенский и Задонский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 10,2 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 98%
Воронежская область

ООО «Вега»
Бутурлиновский кластер (Бутурлиновский, Павловский и Таловский районы)
Панинский кластер (Аннинский, Верхнехавский, Панинский и Эртильский районы)
Совокупный предполагаемый объем выручки за 10 лет – 6,9 млрд рублей
Воронежская область

ОАО «Экотехнологии»
(Воронеж, Нововоронеж, Каширский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Рамонский, Репьевский, Семилукский и Хохольский районы)
Предполагаемый объем выручки за 15 лет – 19,4 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 83%
Орловская область

ООО «Управляющая компания "Зеленая роща"»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 8,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 81%
Тамбовская область

АО «Тамбовская сетевая компания»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 10,3 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 87%
Белгородская область

ООО «Центр экологической безопасности»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 28,3 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 84%
Липецкая область

АО «Экопром-Липецк»
Центральная зона (Липецк, Липецкий, Хлевенский и Задонский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 10,2 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 98%
Липецкая область

ООО «ТЭКО-Сервис»
Елецкая зона (Елец, Елецкий, Воловский, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский и Становлянский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 3,7 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 80%
Липецкая область

ООО «Чистый город»
Грязинская зона (Грязинский, Усманский и Добринский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 3,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 74%
Липецкая область

ООО «Региональная многопрофильная компания»
Северная зона (Краснинский, Лебедянский, Данковский, Добровский, Лев-Толстовский и Чаплыгинский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 2,9 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 84%
Курская область

ООО «Экопол»
Юго-Западная зона (Беловский, Большесолдатский, Глушковский, Дмитриевский, Железногорский, Конышевский, Кореневский, Курчатовский, Льговский, Медвенский, Обоянский, Октябрьский, Пристенский, Рыльский, Суджанский, Фатежский и Хомутовский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 8,8 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 95%
Воронежская область

ОАО «Экотехнологии»
(Воронеж, Нововоронеж, Каширский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Рамонский, Репьевский, Семилукский и Хохольский районы)
Предполагаемый объем выручки за 15 лет – 19,4 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 83%
Воронежская область

ГУП ВО «Облкоммунсервис»
Богучарский кластер (Богучарский, Верхнемамонский, Кантемировский районы)
Борисоглебский кластер (Борисоглебск, Грибановский, Новохоперский, Поворинский и Терновский районы)
Калачеевский кластер (Воробьевский, Калачеевский, Петропавлоский районы)
Лискинский кластер (Бобровский, Каменский, Лискинский и Острогожский районы)
Россошанский кластер (Ольховатский, Подгоренский и Россошанский районы)
Совокупный предполагаемый объем выручки за 10 лет – 12,2 млрд рублей
Курская область

АО «Спецавтобаза по уборке Курска»
Северо-Восточная зона (Курск, Горшеченский, Золотухинский, Касторенский, Курский, Мантуровский, Поныровский, Советский, Солнцевский, Тимский, Черемисиновский и Щигровский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 11,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 88%
Воронежская область

ООО «Вега»
Бутурлиновский кластер (Бутурлиновский, Павловский и Таловский районы)
Панинский кластер (Аннинский, Верхнехавский, Панинский и Эртильский районы)
Совокупный предполагаемый объем выручки за 10 лет – 6,9 млрд рублей
Орловская область

ООО «Управляющая компания "Зеленая роща"»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 8,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 81%
Тамбовская область

АО «Тамбовская сетевая компания»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 10,3 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 87%
Белгородская область

ООО «Центр экологической безопасности»
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 28,3 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 84%
Липецкая область

ООО «Региональная многопрофильная компания»
Северная зона (Краснинский, Лебедянский, Данковский, Добровский, Лев-Толстовский и Чаплыгинский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 2,9 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 84%
Липецкая область

АО «Экопром-Липецк»
Центральная зона (Липецк, Липецкий, Хлевенский и Задонский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 10,2 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 98%
Липецкая область

ООО «Чистый город»
Грязинская зона (Грязинский, Усманский и Добринский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 3,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 74%
Липецкая область

ООО «ТЭКО-Сервис»
Елецкая зона (Елец, Елецкий, Воловский, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский и Становлянский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 3,7 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 80%
Воронежская область

ООО «Вега»
Бутурлиновский кластер (Бутурлиновский, Павловский и Таловский районы)
Панинский кластер (Аннинский, Верхнехавский, Панинский и Эртильский районы)
Совокупный предполагаемый объем выручки за 10 лет – 6,9 млрд рублей
Воронежская область

ГУП ВО «Облкоммунсервис»
Богучарский кластер (Богучарский, Верхнемамонский, Кантемировский районы) Борисоглебский кластер (Борисоглебск, Грибановский, Новохоперский, Поворинский и Терновский районы)
Калачеевский кластер (Воробьевский, Калачеевский, Петропавлоский районы)
Лискинский кластер (Бобровский, Каменский, Лискинский и Острогожский районы)
Россошанский кластер (Ольховатский, Подгоренский и Россошанский районы)
Совокупный предполагаемый объем выручки за 10 лет – 12,2 млрд рублей
Воронежская область

ОАО «Экотехнологии»
(Воронеж, Нововоронеж, Каширский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Рамонский, Репьевский, Семилукский и Хохольский районы)
Предполагаемый объем выручки за 15 лет – 19,4 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году — 84%
Курская область

ООО «Экопол»
Юго-Западная зона (Беловский, Большесолдатский, Глушковский, Дмитриевский, Железногорский, Конышевский, Кореневский, Курчатовский, Льговский, Медвенский, Обоянский, Октябрьский, Пристенский, Рыльский, Суджанский, Фатежский и Хомутовский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 8,8 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 95%
Курская область

АО «Спецавтобаза по уборке Курска»
Северо-Восточная зона (Курск, Горшеченский, Золотухинский, Касторенский, Курский, Мантуровский, Поныровский, Советский, Солнцевский, Тимский, Черемисиновский и Щигровский районы)
Предполагаемый объем выручки за 10 лет – 11,1 млрд рублей
Собираемость платежей в 2019 году – 88%
Сдерживание отходов
Как черноземные регоператоры начали работу
Мусорный региональный оператор
Задержка для рывка
Запущенная несколько лет назад реформа отрасли по обращению с отходами призвана систематизировать и сделать прозрачным этот рынок: все движение мусора от контейнера до обработки или захоронения контролируется региональными операторами. Реформа также предполагает, что теперь каждый человек должен платить за вывоз мусора. Как отмечал губернатор Воронежской области Александр Гусев, значительное количество жителей сел и деревень никогда ранее за эту услугу не платило, «потому что отходы никто не вывозил»: «Это как-то утилизировать самостоятельно, чаще всего в ближайший овраг». С началом реформы весь мусор спецтехника собирает и вывозит на полигоны, за что необходимо платить, как за прочие коммунальные услуги. Однако при анализе ситуации оказалось, что большинство воронежских полигонов заполнено, а транспортное плечо доставки мусора слишком велико. В результате тариф на вывоз отходов получался очень большой.

Чтобы не допустить резкого роста платы за вывоз мусора, Воронежская область единственная в Черноземье воспользовалась предоставленной регионам отсрочкой и не полностью вступила в реформу с 1 января 2019 года. К работе в прошлом году приступил только регоператор крупнейшего Воронежского кластера «Экотехнологии». Еще четыре компании с таким статусом должны были начать обслуживать семь зон, однако правительство региона отложило на год реализацию мусорной реформы.

Весь 2019 год облправительство занималось решением проблемы. Поначалу наиболее вероятным считалось увеличение мусорных кластеров с восьми до 15. Таким образом, по мнению властей, сократилось бы транспортное плечо доставки мусора и, соответственно, плата за услугу. Однако в итоге количество зон был решено оставить прежним, а вместо этого расторгнуть договоры с не приступившими к работе регоператорами и наделить таким статусом областное предприятие «Облкоммунсервис». В результате оно занялось вывозом мусора в четырех кластерах, еще в двух зонах регоператором осталось победившее в конкурсах ООО «Вега».

В правительстве Воронежской области поясняли, что эта компания доказала серьезное отношение к ведению бизнеса, в частности вложившись в закупку мусоровозов. При этом в первые месяцы работы регоператор и власти столкнулись с недовольством жителей обслуживаемых «Вегой» районов из-за начисления больших сумм платежей за вывоз мусора. Впрочем, по данным участников рынка, проблем у компании не больше, чем у каждого только приступившего к работе регоператора.
Александр Гусев
губернатор Воронежской области
«Мы с 2020 года входим активно в реформу по обращению с отходами. Нам предстоит около 70% всех отходов подвергнуть переработке. В следующем году создадим современную систему приема и обработки отходов»
Среднемесячная плата
за вывоз мусора с человека
Мусорный контроль
С выбором всех региональных операторов в Воронежской области стало очевидно, что в пяти регионах Черноземья за вывоз мусора отвечают принадлежащие властям компании. Всего в макрорегионе работают 12 регоператоров, из них четыре полностью принадлежат властям, а еще один — частично. Только в Липецкой области действуют одни частные предприятия. В Белгородской и Орловской областях работает по одному регоператору («Центр экологической безопасности» и «УК „Зеленая роща“» соответственно), и оба они принадлежат областной и муниципальной власти. В Тамбовской области также одна компания работает на территории всего региона, и обладминистрация владеет в «Тамбовской сетевой компании» 24,91% акций. В Воронежской области «Облкоммунсервис» обслуживает четыре кластера и в общей сложности 18 районов. В поделенной на две зоны Курской области регоператором Северо-Восточной зоны (12 муниципалитетов) выбрано принадлежащая мэрии облцентра «Спецавтобаза по уборке Курска».

Чиновники объясняли участие и победу госкомпаний в конкурсах на право стать регоператором необходимостью контролировать реформу. Как считают в правительстве Белгородской области принадлежность властям — своего рода дополнительная гарантия качественной работы оператора, так как госкомпания не будет устраивать «мусорные» войны, а область, в свою очередь, сможет поддержать «в трудную минуту». Вице-премьер правительства Воронежской области Сергей Честикин отметил, что опыт реализации реформы в России показал, что «на данном этапе отпускать ее, особенно притом что крупные частные инвесторы регионом не заинтересовались, „на вольные хлеба“ нельзя». По его мнению, благодаря работе «Облкоммунсервиса» власти на местах смогут не допустить коллапса и роста социальной напряженности, а правительство региона централизует ход реформы.

Как объяснял губернатор Александр Гусев, сейчас власти могут регулировать работу компании и «готовы покрывать разницу в доходах и расходах за счет бюджета, а не перекладывать на население дополнительные финансы». При этом глава региона уверен, что работа «Облкоммунсервиса» временная. По словам Александра Гусева, в Воронежской области планируется переход к системе, в которой вывозом мусора будут заниматься частные операторы. «Так и должно быть. Но на первом этапе нам важно понять соотношение доходов и тарифов. Когда мы поймем, что тарифы такого-то размера обеспечивают безубыточность, будем готовы передавать отрасль частникам. Это будет уже 2021−2022 годы», — отметил губернатор.
Операторская забота
Какие сложности
испытывают регоператоры в Черноземье

Трудные отходы
Воронежская область стала единственным регионом Черноземья, избежавшим в 2019 году крупных скандалов и проблем при реализации мусорной реформы. В Белгородской области постоянные срывы сроков вывоза мусора в пяти муниципалитетах привели к тому, что в начале 2020 года регоператор разорвал контракт с подрядчиком. По словам губернатора Евгения Савченко, теперь принадлежащему властям регоператору предстоит сделать «образцово-показательное предприятие» в сфере транспортировки отходов.

В Курской области частный регоператор «Экопол» предупредил о возможном мусорном коллапсе из-за снижения выручки почти наполовину. Причиной стало решение губернатора Романа Старовойта о снижении нормативов накопления отходов, от которых и рассчитывается тариф. Федеральный центр даже включил курских регоператоров в список возможных банкротов. Впрочем, в конце 2019 года власти после сезонных замеров увеличили нормы накопления и заявили об отсутствии угрозы банкротства.

Похожие претензии из-за снижения нормативов в Липецкой области выдвигал регоператор крупнейшей Центральной зоны «Экопром-Липецк». Кроме того, администрации региона в самом начале 2019 года пришлось разбираться с некачественным вывозом мусора в Елецкой зоне, где статус регоператора получила тамбовская компания «ТЭКО-сервис».

В Орловской области государственный регоператор «Зеленая роща» на протяжении года конфликтовал с местными участниками рынка. Наиболее серьезным стал спор с крупнейшим мусороперерабатывающим заводом «Экосити», который обвинил регоператора в недопоставке отходов.

В Тамбовской области продолжается конфликт между регоператором «Тамбовская сетевая компания» (ТСК), претендовавшей на этот статус компанией «Комэк» и его партнером «ТЭКО-сервис» (обе организации считаются близкими к мэру Котовска Алексею Плахотникову). В частности, по жалобе «ТЭКО-сервиса» ТСК переиграла торги на транспортировку отходов. По мнению регионального управления Федеральной антимонопольной службы, проведенные аукционы ограничили конкуренцию и привели к завышению платы за вывоз мусора для жителей. При этом на новые торги не было подано ни одной заявки, и регоператор оставил прежних подрядчиков. Однако в начале 2020 года уже центральный аппарат ФАС по этому поводу снова возбудил антимонопольное дело. Из-за сходных претензий частично переиграть торги пришлось и курскому «Экополу».
Руслан Губайдуллин
исполнительный директор ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна»
«Эффективность работы регоператора зависит не от того, кто им владеет, а от качества команды управленцев, налаженного взаимодействия с органами власти, полноты базы данных, экономической обоснованности тарифа, процента и динамики платежной дисциплины»
Ответственные проблемы
Специалисты отмечают ряд проблем, которые испытывают все регоператоры. Исполнительный директор ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин в их числе называет отсутствие баз данных по жителям, уклонение юрлиц от заключения договора на вывоз мусора, недостатки территориальных схем по обращению с отходами и отыгранную выручку, которая принимается в меньшем размере при установлении тарифа.

Гендиректор обслуживающего Воронежский кластер регоператора «Экотехнологии» Михаил Батищев одной из острейших проблем называет заключение договоров с потребителями: они заявляют о несогласии на обработку персональных данных и отказываются оплачивать услугу по обращению с отходами, ссылаясь на отсутствие подписанного сторонами договора на оказание услуги. По его словам, этот вопрос регулируется жилищным и отраслевым законодательством. «В зависимости от того, с кем регоператор заключает договор, применяются те или иные положения. Но они достаточно сильно разнятся», — отметил Михаил Батищев. При этом, пояснил эксперт, договор заключается и при отсутствии реакции со стороны потребителя на размещенную публичную оферту или направленный проект договора. «Однако обязанность заключить договор в законодательстве закреплена, а ответственность за незаключение и неоплату услуги полностью отсутствует. И без введения ответственности эта норма практически не работает и работать не будет», — уверен Михаил Батищев.

Еще одной проблемой является ликвидация несанкционированных свалок. По словам Руслана Губайдуллина, необходимо изменить законодательство в сфере закупок, чтобы признать регоператора «единственным поставщиком услуги по ликвидации несанкционированных свалок, так как эта обязанность возложена на него действующим законодательством». Михаил Батищев добавляет, что сейчас не до конца отработана процедура выявления действительных собственников земельных участков, на которых есть свалки. Также, по его словам, есть сложности со взысканием понесенных расходов за ликвидацию. «Кроме того, на таких свалках зачастую невозможно идентифицировать твердые коммунальные отходы, строительные отходы, биологические отходы и отходы сельскохозяйственного производства. Регоператор же, напомню, занимается только вывозом ТКО», — отметил Михаил Батищев.
Раздел на будущее
Как в Черноземье организуют раздельный сбор мусора
Разбор отходов
Без господдержки едва ли возможно и решение одной из ключевых задач мусорной реформы — организации раздельного сбора отходов. По данным правительства РФ, эта работа в 2020 году станет ключевой для реализации реформы. Внедрение раздельного сбора не только увеличит количество отправляемого на переработку мусора, но и снизит плату за вывоз отходов.

По словам губернатора Александра Гусева, тарифы останутся такими же, но отсортированная часть отходов не будет учитываться в общем объеме отходов, за который платит человек. «За вторичное сырье регоператор будет получать деньги от того, кто занимается переработкой», — пояснял глава Воронежской области. Однако Руслан Губайдуллин пока не видит ясности в том, как будет реализовано на практике сокращение платежа: «В правилах предоставления коммунальных услуг указано, что регионы при введенном раздельном сборе отходов могут устанавливать возможность оплаты за фактический объем образованного мусора. Но сейчас отсутствуют механизмы подтверждения того, что потребитель образовал такой объем».

За исключением Орловской области в Черноземье к организации раздельного сбора приступили еще в 2019 году. В основном, работы касались установок контейнеров для сбора пластика — это было сделано в Воронеже, Курске, Тамбове и пригородах, а также в Липецкой области. Кроме того, в Курске в отдельную фракцию выделили бумагу. Иным путем пошли в Белгороде: решение о раздельном сборе принимают жители домов, а регоператор начал установливать пандоматы — вендинговые аппараты для сбора пластиковой и алюминиевой тары, за использование которых жители могут получить скидки от партнеров.

По данным рейтинга доступности раздельного сбора, который Greenpeace составил на основе данных, предоставленных властями 165 городов, в лидерах оказались четыре областных центра Черноземья. Среди городов-миллионников Воронеж занял четвертое место. Эту же строчку получил Липецк среди городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек. Курск и Тамбов разделили восьмую строчку в рейтинге городов с населением от 250 до 500 тыс. жителей.
Сколько жителей облцентров Черноземья имеют доступ к придомовому раздельному сбору отходов
Средства разделения
Наиболее серьезные инвестиции в организацию раздельного сбора намерено направить правительство Воронежской области — 500 млн руб. На эти средства до конца года планируется внедрить систему в 15 городах региона: помимо облцентра это Бобров, Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка, Калач, Лиски, Нововоронеж, Новохоперск, Острогожск, Павловск, Поворино, Россошь, Семилуки и Эртиль. А уже по этому опыту власти будут смотреть, как решать проблему в других поселениях. Оператором проекта является областное Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов.

По итогам анализа мировой и отечественной практики агентство предложило разделять мусор на четыре фракции: «мокрые» (органика и средства гигиены), «сухие» (картон, бумага, стекло, резина и т. д.) и опасные отходы, а также стекло. При этом планируется и модернизация площадок для сбора мусора. По мнению главы региона Александра Гусева, они должны соответствовать не только санитарным, но и эстетическим требованиям. Предположительно, площадки будут оборудованы разноцветными контейнерами для разных видов отходов, из которых мусор будет вывозить также разная спецтехника. Кроме того, не исключается и организация видеонаблюдения на площадках.

В Курской области затраты на создание контейнерного парка с учетом раздельного сбора отходов оценивают в 204,7 млн руб. Внедрять его с делением на «мокрые» отходы, пластик и бумагу планируется поэтапно, начиная с крупных городов — облцентра, Курчатова, Железногорска. Кроме того, в регионе может появиться автоматизированная система сбора пластиковых и стеклянных бутылок.
Оценка отходов
В остальных регионах объем инвестиций в организацию раздельного сбора подсчитывают. Как пояснили в правительстве Белгородской области, источники финансирования и объем необходимых средств будут известны после утверждения правительством РФ плана мероприятий по организации раздельного сбора в стране. При этом к осени планируется открыть не менее 300 точек для сбора пластика.

В Липецкой области внедряется система дуального сбора, которая предполагает разделение на «мокрые» и «сухие» (стекло, пластик, бумага, металл) отходы. В облцентре уже начали установку синих контейнеров для «сухого» мусора. Также на средства областного бюджета и инвестиции регоператоров планируется внедрять раздельный сбор в других городах региона — Грязях, Ельце, Задонске, Лебедяни, Усмани и Чаплыгине. Однако объем вложений в администрации региона не раскрывают, так как бюджет будет переформировываться.

В Орловской области также предполагается разделение на «мокрые» и «сухие» отходы, причем пока только в облцентре. Однако объем инвестиций, по данным облправительства, «возможно будет оценить после выполнения всех подготовительных мероприятий, в том числе формирования необходимой нормативно-правовой базы».

Тамбовская область стала единственным регионом Черноземья, где организация раздельного сбора проходит без финансового участия властей. Проект по установке контейнеров для пластика в Тамбове, Мичуринске и Рассказово реализует местная компания «Трансформатор продаж» при поддержке регоператора. ТСК оказывала финансовую помощь только на начальном этапе, а сейчас компания вкладывает собственные средства, «объем которых оценить сложно». Не прижились контейнеры в Котовске, так как там их «пришлось убрать по требованию главы города» Алексея Плахотникова. В перспективе также планируется установка отдельных контейнеров для стекла и бумаги.
Александр Гусев
губернатор Воронежской области
«Для успешного внедрения раздельного сбора мусора мало просто вкладывать средства. Будем также заниматься просвещением. Ведь разделять необходимо не на контейнерной площадке, а у себя дома. Главам муниципалитетов поручено объяснять, какой эффект от раздельного сбора получат жители. Процесс непростой, даже Европа к этому десятилетиями шла. Надеемся, мы за более короткий срок пройдем этот путь»
Доходная переработка
Успешная реализация раздельного сбора невозможна без его дальнейшей переработки. По мнению Александра Гусева, переработка отходов может быть коммерчески выгодна бизнесу, работающему на этом рынке. «Сейчас мы ищем компании, которые ею занимаются и также готовы стимулировать возникновение таких предприятий мерами поддержки бизнеса, которые у нас есть», — заявил губернатор. Сейчас в регионе есть несколько переработчиков твердых коммунальных отходов, но их мощности невелики, а часть подобных компаний лишь принимает отходы для последующей перепродажи.

Аналогична ситуация и практически во всех регионах Черноземья. Впрочем, с началом реформы инвесторы проявили интерес к сфере переработки. В 2019 году резидентами территории опережающего социально-экономического развития «Губкин» Белгородской области стали сразу три компании, которые суммарно готовы инвестировать 864,4 млн руб. Наиболее крупный проект — ООО «Флагман», которое запустило в регионе мусоросортировочный комплекс мощностью 150 тыс. т в год за 1,5 млрд руб. Теперь инвестор вкладывает 709 млн руб. в комплекс по переработке полимерных отходов и производство полимерного сырья. Кроме того, ООО «ПК Успех» реализует проект по переработке вторичных полимеров в гранулят мощностью 4,7 тыс. т в год за 121 млн руб., а ООО «Эко-пласт» планирует за 34,4 млн руб. наладитьгранулирование пластика мощностью 542,6 т в год.
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!