Международный медиа-проект
Атомы познания:
от Нововоронежа
до АЭС «Аккую»
Всего в 40 км от столицы Черноземья располагается Нововоронежская атомная электростанция, которая обеспечивает Воронежскую область энергией и является крупнейшим налогоплательщиком региона. НВАЭС - первая станция в России с реакторами типа ВВЭР, а 27 февраля 2017 года на ней в эксплуатацию был введен первый в мире энергоблок поколения «3+» с усиленными системами безопасности. Опробованная в Нововоронеже технология сооружения инновационных блоков позволила запустить их в серию и теперь применяется при строительстве АЭС не только в России, но и за рубежом.
В конце октября представители газеты «Коммерсантъ» в Черноземье отправились в Турецкую Республику. При поддержке партнера проекта авиакомпании Turkish Airlines был совершен перелет из аэропорта Воронежа в Стамбул, а затем в ближайший к площадке АЭС «Аккую» аэропорт города Адана. Оттуда российские гости проследовали в район Гюльнар провинции Мерсин. Группу сопровождала международная команда специалистов АО «АККУЮ НУКЛЕАР», дочерней структуры Росатома. С их помощью воронежским журналистам в течение нескольких дней удалось побывать на площадке строительства первой в Турецкой Республике атомной электростанции, посетить предприятия и семьи в деревне Буюкеджели, рядом с которой возводится АЭС, а также познакомиться с достопримечательностями столицы региона – города Мерсина, где проживают около миллиона человек.
Строительная площадка АЭС «АККУЮ»

Как развивается
проект АЭС «Аккую»

Государственная корпорация «Росатом» сооружает первую атомную электростанцию в Турецкой Республике и выступает мажоритарным акционером проекта.
Проект по сооружению первой АЭС в Турции реализуется на основе межправительственного соглашения (МПС), подписанного между РФ и Турецкой Республикой 12 мая 2010 года. АЭС «Аккую» возводится в районе Гюльнар провинции Мерсин, ближайший населенный пункт – деревня Буюкеджели.
Вид на Буюкеджели со стороны строительной площадки АЭС «АККУЮ»
АЭС будет включать четыре энергоблока с реакторами поколения 3+ типа ВВЭР мощностью 1200 Мвт каждый. Стоимость проекта около USD20 млрд. ВВЭР 1200 — современный реактор российского дизайна, на базе которого построен и в 2017 году сдан в эксплуатацию шестой блок Нововоронежской АЭС (Воронежская область РФ). Расчетный срок службы таких АЭС – 60 лет с возможностью продления еще на 20.
Планируется, что после завершения строительства АЭС «Аккую» будет вырабатывать около 35 млрд кВт-ч в год. Этого хватит, чтобы покрывать до 10% потребности Турецкой Республики в электроэнергии или практически обеспечить электричеством такой большой город, как Стамбул.
Проект реализуется на основе модели build-own-operate, или «строй-владей-эксплуатируй». В рамках долгосрочного контракта проектная компания «АККУЮ НУКЛЕАР» приняла на себя обязательства по проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации и выводу станции из эксплуатации.
Согласно подписанному МПС, сдача первого блока АЭС должна состояться не позднее, чем через семь лет после выдачи турецкой стороной разрешительных документов на строительство. Вместе с этим участники проекта делают все возможное, чтобы физический пуск первого блока АЭС состоялся к столетию республики – в 2023 году. Все работы ведутся в сотрудничестве с турецким Министерством энергетики и природных ресурсов, независимым регулятором ТАЕК (Турецкое агентство по атомной энергии), при согласовании МАГАТЭ.
В июне 2017 года управление по регулированию энергетического рынка Турции выдало лицензию на генерацию электроэнергии сроком на 49 лет. В октябре 2017 года ТАЕК было выдано ограниченное разрешение на сооружение (ОРС). 10 декабря того же года на площадке началось строительство основания фундамента первого энергоблока в рамках выданного ОРС. 27 марта 2018-го администрация муниципального образования Гюльнар выдала разрешение на строительство реакторного здания первого энергоблока АЭС. 2 апреля 2018 года Министерство экономики Турции присвоило АО «АККУЮ НУКЛЕАР» статус стратегического инвестора, а ТАЕК выдало лицензию на строительство блока №1. 3 апреля 2018 года состоялась торжественная церемония заливки «первого бетона», ознаменовавшая начало полномасштабных строительных работ на площадке сооружения АЭС.
Сегодня на площадке АЭС трудятся около 500 человек (из них 85% - граждане Турции), а в пик строительства, который ожидается в 2022-2023 годы, в реализации проекта могут принять участие свыше 10 тыс. рабочих и специалистов.
Знакомство
с «белым источником»
Перед тем как запечатлеть грандиозную стройку, представители воронежского издания проехали по периметру площадки, на которой ведутся работы.
Строительная площадка АЭС «Аккую»
Будущая АЭС разместится в бухте, окруженной с одной стороны высоким каменистым рельефом гор, а с другой – морем, из которого выступают несколько живописных островов. Турецкая сторона выделила участок под сооружение АЭС и старается обеспечить его всей инфраструктурой, необходимой для функционирования станции. Земляные работы здесь начались в 2014 году, и сегодня рельеф площадки уже готов для зданий и сооружений АЭС. После получения всех разрешительных документов стройка развернулась в полную силу.
В этом году будет построен морской грузовой терминал «Восточный», предназначенный для приемки оборудования, в том числе крупногабаритного. Ожидается поступление первого оборудования для подземной части реакторного здания — гермопроходки, герметичные двери и так далее.
Строительство морского грузового терминала «Восточный»
В 2019 году на площадке планируется приступить к возведению вспомогательных зданий и сооружений, включая жилой городок для персонала, обеспечить подведение основных инженерных коммуникаций: энергоснабжения, дорог, канализации, водопровода. В соответствии с темпами стройки растет и потребность в трудовых ресурсах. В течение 2019 года численность рабочего персонала на площадке должна увеличится в 10 раз (с нынешних 500 человек).
Единственное конструктивное отличие между новыми блоками Нововоронежской АЭС и турецкой станцией — в системе охлаждения: на Нововоронежской АЭС вода в градирне поднимается на 15 м от уровня земли и при падении вниз охлаждается. Разница температур на входе и на выходе сооружения составляет до 10 градусов. Этого достаточно, чтобы обеспечить новый цикл охлаждения конденсатора турбины. В проекте АЭС «Аккую» (в переводе — «чистый, белый источник») функцию градирен выполняет море. Водозабор идет с глубины 15 м, а сброс воды — на глубину 40 м, в более холодный слой. Само море разницей температур обеспечивает цикл охлаждения. При этом температура сбрасываемой воды не влияет на флору и фауну при возвращении воды в экосистему.
Строительство первого блока АЭС «Аккую»
Как по оливковому маслу
Государственная корпорация «Росатом» сооружает первую атомную электростанцию в Турецкой Республике и выступает мажоритарным акционером проекта.
Деревня Буюкеждели недалеко от строительной площадки АЭС «Аккую»
После общения с рядовыми строителями АЭС и жителями деревни Буюкеджели (там сегодня около 1 тыс. дворов) становится очевидно, что местные жители очень любят свою страну и свои родные места. Они надеются на перемены в жизни, связанные с появлением по соседству современного высокотехнологичного предприятия - атомной электростанции.
Сегодня для многих из них возможность заработать связана со сбором оливок и последующей их сдачей на переработку.
Но даже управляющий небольшим маслоэкстракционным заводом в деревне Химмет Бююк ждет, когда заработает АЭС и не будет недостатка в электроэнергии, чтобы увеличить мощности его предприятия. До сих пор в районе происходят веерные отключения электроэнергии. А владелец известного на всю округу «Розового кафе» Намык Кемл Бишер уверен, что в ходе строительства станции «Аккую» на площадку приедут тысячи рабочих – потенциальных клиентов его заведения и других небольших магазинов и кафе деревни.
Завод по переработке оливок и производству оливкового масла
Жители Буюкеджели с интересом расспрашивали гостей из России, как развивается Нововоронеж, где работает первый в мире энергоблок поколения 3+ (четыре блока аналогичного дизайна возводятся на площадке «Аккую»). Они узнали, что на месте современного города атомщиков до начала строительства первого блока типа ВВЭР в конце 50-х годов прошлого века было всего две деревни с парой сотен домов. Теперь же население Нововоронежа превышает 30 тыс. человек, в городе работают спортивные и социальные объекты, крупные суммы направляются на развитие инфраструктуры, перечисляются в виде налогов в местный и региональный бюджеты.
Жители буюкеджели — ЮСУФ баран с супругой, которые получили работу на строящейся АЭС
Жители небольшой живописной деревушки в районе Гюльнар уже понимают, что их родные места становятся частью большой истории развития атомной энергетики, и ждут перемен к лучшему. К примеру, они хотят, чтобы в поселке, где есть только начальная и средняя школа, их дети могли учиться и дальше, не переезжая в другие места. Или мечтают иметь больше свободного времени, чтобы хотя бы несколько раз в год попасть на лазурный берег Средиземного моря, до пляжей которого от деревни рукой подать.
В завершающий день визита делегация отправилась в Мерсин, где располагается Центр общественной информации АЭС «Аккую». Здесь представителей воронежских СМИ ждала встреча с турецкими коллегами.
Центр общественной информации АЭС создан для информирования турецкого населения о строительстве первой в республике атомной электростанции и работает в Мерсине с декабря 2012 года. Все желающие могут ознакомиться с постоянно действующей экспозицией Центра и задать специалистам любые вопросы об атомной энергетике и о строящейся станции. За пять лет работы в Центре побывали уже более 85 тыс. человек.
После встречи с турецкими журналистами российские гости познакомились с городом Мерсин.
На обратном пути впечатления от поездки дополнила остановка в по-восточному колоритном и по-европейски современном Стамбуле.
Великолепные виды Босфора, памятники зодчества мирового значения, кипящая энергетика этого города дарят очень много впечатлений и оставляют желание вернуться сюда снова. Прогулка по Стамбулу стала возможной благодаря участию в проекте авиакомпании Turkish Airlines, которая присутствует в Воронеже второй год и постепенно укрепляет свои позиции. «Мы видим растущий взаимный интерес граждан Турции и России друг к другу. Мы очень рады такому сближению и приветствуем инициативы, направленные на укрепление наших отношений», - отметили в компании. Всего в 2018 году «Турецкими Авиалиниями» на рейсах в Стамбул было перевезено 18 500 пассажиров.
Партнеры проекта:
Идея проекта — Юрий Молоков, Светлана Сарибашева.
Исполнители проекта: главный редактор «Коммерсантъ» в Черноземье Андрей Цветков, менеджер международных проектов «Коммерсантъ» в Черноземье Валентина Елфимова, фотограф Олег Харсеев. Верстка: Олег Харсеев.

Выражаем признательность за помощь в реализации проекта: помощнику директора НВ АЭС Инне Кудряшовой, АО «Аккую Нуклеар», Василию Корельскому, Фатиме Турган, Лютфи Сарыджи и Татьяне Залесской.

© 2018-2020. Опубликовано в 2018 году.