Роман Гулевский,
директор кластера
торговой сети «Пятёрочка»
в Тамбове
Роман, каким Вы видите идеального директора кластера «Пятёрочки», какие задачи он должен решать?

— Он должен быть честным, принципиальным, обладать множеством разносторонних компетенций. Пожалуй, в этом смысле его можно сравнить с генеральным директором предприятия или владельцем среднего бизнеса: нужно разбираться в совершенно разных вопросах, взаимодействовать с партнерами, помнить про интересы потребителя.
Например, в компетенции директора кластера входит несколько блоков задач: подбор кадров и руководство коллективом, общение с государственными органами, развитие сети — поиск оптимального места для открытия новых магазинов. Когда приходишь в компанию, то понять, насколько какая-то локация подходит для магазина — очень сложно. У нас есть компьютерные алгоритмы, просчитывающие потенциал торговой точки с учетом плотности застройки, конкуренции и других показателей. Но компьютерная программа не дает полной информации — нужно выезжать на место и здраво оценивать самому, как жители перемещаются, где находятся остановки общественного транспорта. Это работа творческая и аналитическая. Должность директора кластера подразумевает достаточно большую автономию — надо быть к этому готовым. Не нужно бояться принимать оперативные решения самостоятельно. Основная задача — сделать так, чтобы жителям города было приятно находиться в наших магазинах, чтобы они становились лояльными покупателями.

На должности директора кластера нужно уметь работать в автономном режиме, уметь организовывать свою работу и работу своей команды, при этом достигая высоких результатов. Это высокая планка в карьере управленца.
— Чем отличается работа в торговой сети «Пятёрочка» от того, что предлагают работодатели в других сферах?

— Благодаря масштабу торговой сети «Пятёрочка» здесь есть возможность для самореализации и профессионального развития, применения своих знаний и опыта. Регулярное участие в конференциях и встречах с коллегами позволяет обмениваться лучшими практиками и идеями и применять их в своем кластере.

Торговая сеть заботится о профессиональном развитии своих сотрудников: существуют программы бизнес-образования не только для директоров кластеров или высшего управленческого звена, внутренняя система карьерного развития вовлекает даже продавцов магазинов. Через полтора года работы я был включен в «Высшую лигу» – программу для подготовки руководителей высшего звена.

ТОП-менеджмент сети здраво оценивает и рынок, и свои возможности. При высоких темпах роста компания не забывает про экономику. Есть множество примеров, когда неплохой бизнес разваливался из-за неконтролируемого масштабирования. «Пятёрочка» же развивается сбалансированно.
— Ваша профессиональная карьера была связана с перерабатывающей промышленностью, на этой стезе Вы выросли до генерального директора, но ушли в ритейл. Почему?

— Мой личный профессиональный опыт начинался в компании FMCG, с должности торгового представителя в известной международной компании по производству и продаже безалкогольных напитков. За 20 лет по карьерной лестнице я дошел до генерального директора, работая в различных отраслях пищевой промышленности. Сфера ритейла привлекла динамикой развития, в ней я увидел возможность обрести новые компетенции и профессионально вырасти.

Когда ты работаешь в производственной компании, только через какое-то время чувствуешь инерцию управленческих решений. Ритейл — очень динамичная сфера, здесь многое меняется каждый день. Нужно реагировать на изменяющиеся потребности покупателя практически ежедневно. Если что-то упустил — сразу видишь это в оттоке покупателей.
К примеру, пошел дождь, и все поменялось — например, нужно учащать мытье полов. Периодически возникают новые вызовы, которые приходится решать экспромтом.

«Пятёрочка» мне нравилась как сеть, как магазин: подкупал её клиентоцентричный подход. Попав в «Пятёрочку», практически с первого дня я всё больше убеждался в правильности своего выбора. На должности директора кластера мне пригодился весь мой прошлый профессиональный опыт: работа с людьми, руководство коллективом, формирование эффективной команды, знания в маркетинге и продажах, логистике и финансах. Консолидация опыта FMCG компаний и ритейла даёт положительный синергический эффект. Я присоединился к команде «Пятёрочки» не так давно – в мае 2017 года. Каждый день убеждаюсь в том, что я на своем месте. За это время количество торговых точек в моём кластере увеличилось на 15%, по выручке мы добились увеличения показателей на 25%. 2018 год ознаменовался яркими открытиями – весной мы запустили 100-й универсам в регионе, а осенью в городе Рассказово была открыта одна из 13 тысяч «Пятёрочек» в России.

Такое активное развитие привело к тому, что в 2018 году кластер был разделен на два. Сегодня в моём ведении 60 магазинов. На начало 2019 года запланировано открытие ещё нескольких магазинов.
Изначально я пришел в московский кластер на должность директора кластера-стажера. После двух месяцев стажировки и знакомства со всеми бизнес-процессами изнутри мне предложили релокацию из Москвы в Тамбов.

Компания поддерживает и мотивирует сотрудников. Как правило, такие предложения поступают менеджерам с большим опытом, которые морально готовы к переезду.
— Есть ли какая-то специфика у рынка продуктового ритейла в регионе?

— Как и во всем Черноземье, население Тамбовской области все еще совершает покупки на продуктовых рынках. В первую очередь, это касается приобретения свежих продуктов – мяса, рыбы, молочной продукции, овощей и фруктов. Однако все больше наши жители начинают доверять современным форматам розницы, и покупательский трафик в универсамах «Пятёрочка» растет год от года.
— Каких принципов в управлении коллективом Вы придерживаетесь? Сложились ли уже какие-то традиции?

— Мне повезло: когда я приехал в Тамбов, здесь уже были грамотные менеджеры. Кто-то работал в компании более пяти лет. За это время поменялся только один человек — начальник в отделе развития. Каждый член команды — настоящий профессионал в своем направлении. Мне с ними комфортно работать.

Я ценю, когда подчиненные честно говорят о проблемах, а не замалчивают их из страха. Когда в команде есть доверие — все сложности быстро выносятся на обсуждение и так же быстро сообща решаются.

Если говорить о традициях, то мы переняли опыт наших курских коллег — на открытие новой «Пятёрочки» всегда привозим большой сладкий пирог сотрудникам магазина. Этим мы даем понять, что принимаем их в свою большую семью и подчеркиваем, что запуск новых универсамов для нас не чисто механический процесс — это новая жизнь. Мы хотим, чтобы наши покупатели любили каждый наш магазин, возвращались в него изо дня в день, и им было комфортно.
— Какие цели Вы ставите перед собой и своей командой на ближайшее время?

— Весь год мы были одним из лидирующих кластеров дивизиона. Следующий год не намерены сдавать позиции. Это амбициозная задача для нашей команды. Мы должны увеличить число покупателей, которые выбирают наши магазины. Нам есть над чем работать: в Тамбовской области есть жители, которые пока редко ходят в «Пятёрочку».
— В какие моменты чувствуете наибольшее удовлетворение от собственной работы?

— Когда слышу отклики покупателей. Директор кластера – это не бюрократ, который сидит в офисе. Большинство рабочего времени он проводит в магазинах, где общается с коллективом, с покупателями. И самое большое удовлетворение – слышать слова благодарности в адрес продавцов и видеть улыбки покупателей. Довольный клиент обязательно вернется.
Хотите быть в команде «Пятёрочки»?