КБХА и ВМЗ: конструкторы объединяются

Как налаживают совместное производство два крупнейших космических предприятия Воронежа
В 2019 году два крупнейших воронежских космических предприятия — Конструкторское бюро химической автоматики (КБХА) и Воронежский механическоий завод (ВМЗ) — решением государственной корпорации «Роскосмос» были объединены в единый центр ракетного двигателестроения (ВЦРД). Предприятие вместе с АО «НИИМаш», АО «Турбонасос», КБХМ им. Исаева и ПАО «Протон-ПМ» вошло в российский холдинг ракетного двигателестроения под управлением АО «НПО Энергомаш».
В ходе прошлогодней встречи с воронежским губернатором Александром Гусевым генеральный директор АО «НПО Энергомаш» Игорь Арбузов назвал объединение двух предприятий «важным этапом создания Воронежского центра ракетного двигателестроения». В интервью ТАСС он рассказал о первоочередных задачах этого центра. В их числе — формирование единой организационной структуры объединенного предприятия, гармонизация не только управленческих, но и производственных функций. Утвержденный план создания единой производственной площадки предполагает масштабные инвестиции, которые позволят «перенастроить производство таким образом, чтобы создать цельную, взаимосвязанную и однородную производственную кооперацию».
По словам руководителя АО «Воронежский центр ракетного двигателестроения» Сергея Ковалева, коллективу объединенного предприятия предстоит ускорить разработку ракетных двигателей нового поколения, снизить себестоимость продукции и оптимизировать производство. За пять лет инвестиции в модернизацию ВЦРД могут составить 15 млрд руб.

«Первоочередные задачи — это создание научно-производственного комплекса, который бы позволил ускорить цикл разработки новых двигателей и вывод их на серийное производство, а также существенно сократить себестоимость уже выпускаемой продукции, включая жидкостные ракетные двигатели и всю номенклатуру гражданской продукции. Под эти задачи планируется оптимизация занимаемых площадей, ликвидация параллельных производственных процессов, обеспечение рациональной загрузки имеющегося парка оборудования, организация двух необходимых производственных направлений трехсменной работы под выполнение всего имеющегося на сегодня портфеля заказов», — рассказал Сергей Ковалев. В дальнейшем предполагается перейти на цифровое проектирование двигателей и планирование ресурсов предприятия.
В июле 2020 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин осмотрел производственный корпус единой научно-производственной площадки, на базе которого создаются центры специализации «Камеры сгорания» и «Титановые шаробаллоны» интегрированной структуры ракетного двигателестроения (ИСРД) под управлением НПО «Энергомаш». На площадке будет организовано изготовление всей номенклатуры камер сгорания жидкостных ракетных двигателей первой и второй ступеней, производящихся на предприятиях ИСРД, а также организовано изготовление титановых шаробаллонов.

Как пояснил Игорь Арбузов, работа этих центров позволит существенно сократить себестоимость выпускаемой продукции, повысить операционную эффективность предприятий интегрированной структуры и улучшить качество продукции.

По сообщению пресс-службы ВЦРД, сегодня объединенное предприятие обеспечивает изготовление двигателей для российских космических ракет «Союз-2.1а», «Союз-2.1б», «Союз-2.1в», «Ангара». Воронежские двигатели задействованы во всех космических пусках России. ВЦРД сотрудничает с ведущими ракетостроительными компаниями — Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева, Ракетно-космическим центром «Прогресс» и другими. Работа ВЦРД — неотъемлемая часть выполнения Федеральной космической программы и других государственных целевых программ.
В 2021 году на ВЦРД была начата огневая отработка агрегатов кислородно-керосинового двигателя РД0124МС для новой российской ракеты «Союз-5». Идут подготовительные работы к продолжению наземной огневой отработки кислородно-водородного двигателя РД0146Д1 для разгонного блока ракеты «Ангара». Продолжается разработка мощного кислородно-водородного двигателя РД0150 для ракеты «Ангара-А5В» и в перспективе — для сверхтяжелой ракеты. Водород в качестве горючего в ракетном топливе является самым энергоэффективным среди всех жидких компонентов, поэтому его использование в новых отечественных средствах выведения, в том числе для вывода тяжелых грузов на орбиту Земли, представляется перспективным направлением.

Также предприятие готовится к производству кислородно-метанового двигателя РД0177. На нем пройдет отработка ключевых схемно-конструкторских решений для последующего изготовления летных образцов метанового двигателя РД0169 для перспективных многоразовых ракетно-космических комплексов. Привлекательность метанового топлива — в его доступности и низкой стоимости, более высоких удельных энергетических характеристиках (в сравнении с керосином), в возможности создания многоразовых и дешевых ракет-носителей.
Это лишь часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые проводит воронежское объединенное предприятие. Ему предстоит не только наращивать объемы производства профильной продукции, но и работать с партнерами в газовой и нефтеперерабатывающей отраслях: по задумке руководства, ВЦРД должен довести долю гражданской продукции до 50%.

«Научно-технические наработки по космической тематике позволяют предприятию уверенно развивать направление производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения», — подчеркивает Сергей Ковалев.

По его словам, в начале 2021 года предприятие приступило к пусконаладочным работам на первых станках, поступивших по программе технического перевооружения под наращивание объемов производства продукции гражданского назначения. На новых токарно-фрезерных обрабатывающих центрах с системой числового программного управления будет изготавливаться широкая номенклатура деталей для отечественной нефтегазовой отрасли. В ближайшее время на предприятие поступят очередные токарные станки, вертикальные и горизонтальные обрабатывающие центры с ЧПУ различных производителей, что позволит расширить внедрение современных технологий при изготовлении продукции гражданского назначения и увеличить объемы ее производства, сообщил Сергей Ковалев.

По словам руководителя департамента промышленности и транспорта Воронежской области Александра Десятирикова, закупка оборудования для нового производства ВЦРД обошлась в 750 млн руб. Инвестиционный проект техперевооружения производства гражданской продукции реализуется совместно с Фондом развития промышленности и Объединенной ракетно-космической корпорацией.