В 1987 году организация обучения на Нововоронежской АЭС вышла на новый этап — здесь был создан учебно-тренировочный пункт (УТП). Такие пункты организовывались на многих атомных станциях после аварии на Чернобыльской АЭС. Их главной задачей было поддержание квалификации оперативного персонала. В первую очередь учили операторов БЩУ и основных цехов атомной станции, а также сотрудников отдела радиационной безопасности.
Инструкторами стали опытные атомщики. Сотрудников тщательно подбирал первый начальник пункта Валентин Гончар, до этого возглавлявший турбинный цех энергоблока №5. Именно он сформулировал критерии отбора и требования к опыту работы — в дальнейшем они вошли в нормативную базу УТП, а потом и в отраслевые документы всей отрасли. Поначалу обучение проходило через наставничество и закрепление за конкретным сотрудником АЭС. «Вначале был только один технический кабинет на всю атомную станцию, а люди просто занимались передачей своего опыта. Приходили ребята после вузов и техникумов, мы их закрепляли за каким-то опытным производственником, и они учились прямо в процессе работы», — вспоминала Надежда Бондаренко, 26 лет проработавшая в УТП.
По словам еще одного ветерана-инструктора Виктора Шевченко, который в том числе занимался и разработкой программ тренировок, за время работы ни разу не пришлось столкнуться с неадекватной реакцией учеников на аварийную ситуацию: «Волнение, конечно, присутствовало, а вот растерянность или нервозность — никогда. Атомная энергетика требует огромной подготовки и высокой квалификации. Над этим нужно постоянно работать, стараться быть лучшими. Чем выше квалификация, тем спокойнее и самим, и людям вокруг». «Компетенция складывается из трех факторов: знание, умение и навыки. Ребята приходят только с теоретическими знаниями, а нужны еще знания практические. Навыки — это фактически опыт работы», — добавил ветеран НВ АЭС Владимир Зубахин, до перехода в инструкторы занимавший должность начальника смены очереди на первом и втором энергоблоках.