Энергичная учеба
Как Нововоронежская АЭС
готовит специалистов для атомной отрасли
Энергичная учеба
Как Нововоронежская АЭС
готовит специалистов для атомной отрасли
Вот уже почти полвека Нововоронежская атомная электростанция (НВ АЭС) продолжает лидировать не только в создании и распространении инновационных технологий, но и в подготовке специалистов для ядерной энергетики. В столь высокотехнологичной отрасли специфические теоретические знания должны быть тесно увязаны с практическими навыками. В Нововоронеже этот принцип при подготовке персонала взяли на вооружение уже давно. Начав в ХХ веке с обучения специалистов через передачу опыта наставниками, в XXI веке нововоронежские атомщики продолжают давать знания с помощью высокотехнологичных тренажеров. Накопленный преподавательский опыт вкупе с получением статуса международного образовательного центра делает Нововоронеж мировой кузницей кадров для атомной отрасли.
Владимир Поваров,
директор Нововоронежской АЭС
Сейчас планы по развитию Нововоронежа как международного образовательного центра претворяются в жизнь. Несмотря на пандемию, обучение персонала продолжилось, хотя и вводились определенные ограничения: стажеры с учетом всех мер безопасности могут наблюдать за работой оперативного персонала, находясь за прозрачным стеклом. В этом году порядка 250 человек прошли обучение, это специалисты из Бангладеш, Индии и Турции.
Первые классы
Необходимость массовой подготовки кадров для атомной отрасли стала очевидной при запуске третьего и четвертого энергоблоков НВ АЭС. Используемые на них реакторы типа ВВЭР-440 стали не только инновационными для своего времени, но и первыми серийными — эта технология стала активно тиражироваться в мире. Третий и четвертый блоки были введены в эксплуатацию в 1971 и 1972 годах, по их образцам начали строить атомные станции и в других местах.
Блочный щит управления энергоблока №3 НВ АЭС
В 1972 году в Нововоронеже впервые в СССР был создан специальный тренажер для работы на ВВЭР-440. Он представлял собой точную копию блочного щита управления (БЩУ) энергоблока. Режим работы реактора воспроизводился с помощью нескольких ЭВМ.

В 1978 году функционал подготовки специалистов расширился — был организован первый в стране учебно-тренировочный центр (УТЦ). Он расположился в здании, построенном по типовому проекту школы. В одном его крыле вместо классов был размещен полномасштабный тренажер, имитирующий пульт управления блоком №3.

Помимо пуска четвертого блока и создания тренажера в 1972 году началось строительство энергоблока №5 с реактором нового поколения ВВЭР-1000. Поэтому в УТЦ был организован комплекс подготовки персонала и на нем. Это было дальновидным решением. Пятый блок был введен в эксплуатацию в 1980 году. В дальнейшем атомной отрасли потребовалось немало специалистов: ВВЭР-1000 стал самым распространенным на сегодня реактором в мире.
Кроме персонала атомных электростанций, в Нововоронеже готовили и специалистов для Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Эта организация контролирует, чтобы мирные работы в ядерной отрасли не пересекались с военными. Инспекторы МАГАТЭ ежегодно приезжали на НВ АЭС для прохождения подготовки. По воспоминаниям легендарного директора атомной станции Федора Овчинникова, за рубежом об этой работе не раз отзывались положительно. Плотное сотрудничество с МАГАТЭ в том числе позволило доказать, что СССР гарантирует развитие на атомных станциях ядерной энергетики в мирных целях. А нововоронежские разработки были введены в международную систему радиоактивного контроля.
Как устроена система подготовки
специалистов атомной отрасли в Нововоронеже
Организации, занимающиеся
подготовкой специалистов
Направления
подготовки
Учебно-тренировочный пункт
Нововоронежской АЭС

Проектный офис «Международный центр подготовки персонала»

Филиал Технической академии «Росатома»

Учебно-тренировочный центр филиала «Атомэнергоремонта»
Теория: изучение законодательства,
нормативных документов
и теоретических основ физики
на любом уровне

Стажировка: обучение навыкам
непосредственно на рабочем месте

Практика: обучение навыкам
на специальном оборудовании
Опытный отбор
В 1987 году организация обучения на Нововоронежской АЭС вышла на новый этап — здесь был создан учебно-тренировочный пункт (УТП). Такие пункты организовывались на многих атомных станциях после аварии на Чернобыльской АЭС. Их главной задачей было поддержание квалификации оперативного персонала. В первую очередь учили операторов БЩУ и основных цехов атомной станции, а также сотрудников отдела радиационной безопасности.

Инструкторами стали опытные атомщики. Сотрудников тщательно подбирал первый начальник пункта Валентин Гончар, до этого возглавлявший турбинный цех энергоблока №5. Именно он сформулировал критерии отбора и требования к опыту работы — в дальнейшем они вошли в нормативную базу УТП, а потом и в отраслевые документы всей отрасли. Поначалу обучение проходило через наставничество и закрепление за конкретным сотрудником АЭС. «Вначале был только один технический кабинет на всю атомную станцию, а люди просто занимались передачей своего опыта. Приходили ребята после вузов и техникумов, мы их закрепляли за каким-то опытным производственником, и они учились прямо в процессе работы», — вспоминала Надежда Бондаренко, 26 лет проработавшая в УТП.

По словам еще одного ветерана-инструктора Виктора Шевченко, который в том числе занимался и разработкой программ тренировок, за время работы ни разу не пришлось столкнуться с неадекватной реакцией учеников на аварийную ситуацию: «Волнение, конечно, присутствовало, а вот растерянность или нервозность — никогда. Атомная энергетика требует огромной подготовки и высокой квалификации. Над этим нужно постоянно работать, стараться быть лучшими. Чем выше квалификация, тем спокойнее и самим, и людям вокруг». «Компетенция складывается из трех факторов: знание, умение и навыки. Ребята приходят только с теоретическими знаниями, а нужны еще знания практические. Навыки — это фактически опыт работы», — добавил ветеран НВ АЭС Владимир Зубахин, до перехода в инструкторы занимавший должность начальника смены очереди на первом и втором энергоблоках.
Обучение проходят также и рабочие атомных станций. Эта работа находится в ведении АО «Атомэнергоремонт». В Нововоронеже учебно-тренировочный центр был создан в 2008 году. Там специалисты учат всем видам и методам ремонта тепломеханического оборудования АЭС — турбин, теплообменного оборудования, насосов, трубопроводов и арматуры, — а также сварке и дефектоскопии. Обучение проходит в классах и на учебном полигоне, также разработаны дистанционные форматы работы и организуется выезд инструкторов в другие филиалы. Кроме того, на базе нововоронежского филиала «Атомэнергоремонта» в 2017 году была создана «Фабрика процессов» — площадка практического обучения навыкам применения методик и инструментов производственной системы «Росатом» на реальном производственном процессе. Всего в стране действуют три такие площадки, в Нововоронеже работает программа «Техническое обслуживание и ремонт оборудования АЭС».
Ситуационные тренажеры
В Нововоронеже УТП поначалу базировался в двух подвальных комнатах административного корпуса энергоблока №5. Первые технические средства для обеспечения учебного процесса удалось получить благодаря участию в различных международных программах. Так, в УТП появились компьютеры, аналитический тренажер для блоков с реактором ВВЭР-440 и аналитический тренажер для блоков с реактором ВВЭР-1000. Сам пункт был перенесен на второй этаж. Позже УТП полностью занял второй, третий и четвертый этажи, а также получил здание бывшего центра ДОСААФ: расширения площади требовали новые задачи и проекты.

В 2012 году НВ АЭС получила полномасштабный тренажер пятого энергоблока, у которого ранее успешно был продлен срок эксплуатации. На нем моделируются все процессы работы реактора — режимы нормальной работы, отказ оборудования, нештатные ситуации, а занятия записываются на видео для последующего разбора и анализа. Например, еще до аварии на АЭС «Фукусима» в Нововоронеже можно было отыграть подобный ход событий.
250
человек
могут единовременно обучаться
в нововоронежском
учебно-тренировочном пункте
Наконец, в 2014 году специально для УТП был построен новый центр. В его составе находятся тренажер блочного пункта управления (БПУ) инновационных энергоблоков поколения «3+», иные многочисленные тренажеры, а также симулятор виртуальной реальности, с помощью которого можно отображать на трехмерных моделях помещения и оборудование зоны контролируемого доступа энергоблоков. Это позволяет наиболее полно организовать обучение специалистов: здесь они начинают с изучения документации и заканчивают полномасштабными тренировками, имитирующими самые разные нештатные ситуации. А появление тренажера БПУ для реакторов ВВЭР-1200 до пуска самих энергоблоков в сеть позволило заранее подготовить кадры для работы.

Нововоронежские возможности также оценили эксперты МАГАТЭ. По итогам контрольного визита на НВ АЭС в 2017 году руководитель команды экспертов Петер Таррен заявил, что используемые в Нововоронеже инновационные технологии «произвели большое впечатление». «Это на самом деле помогает студентам попасть в ситуацию, близкую к реальной обстановке на блоке. Эту практику мы занесем в базу, и другие АЭС мира смогут иметь доступ к этому опыту», — добавил Петер Таррен.
Практичные моменты
Сама учеба операторов БЩУ и БПУ состоит из нескольких этапов — теория, практика и стажировка. По итогам каждого этапа необходимо пройти аттестацию. Например, после теории ученики отвечают на вопросы, которые случайным образом выдает компьютерная программа, а при проверке практических навыков на тренажерах необходимо показать, какие действия надо предпринимать в той или иной ситуации. Для этого нужно знать работу АЭС досконально, начиная от физики протекающих в реакторе процессов до теплогидравлики в оборудовании: на пульте управления может возникать около 50 тыс. различных сигналов об отклонении параметров работы оборудования.

Самым же трудным является конечный экзамен. Инструкторы моделируют на тренажере два сложных аварийных сценария, а будущие специалисты должны каждый раз переводить реакторную установку в безопасное состояние. И если на экзамене по теории для зачета можно правильно ответить на 70% вопросов, то тут ошибки недопустимы. Только тот, кто смог во всех тренировках справиться с поставленной задачей, может быть допущен к следующей проверке знаний в Ростехнадзоре для получения разрешения на работу в области использования атомной энергии. При успешном прохождении этой проверки кандидат допускается к дублированию на рабочем месте оператора под управлением опытного наставника. И уже после успешного окончания этого этапа специалист может работать самостоятельно.
Сама учеба операторов БЩУ и БПУ состоит из нескольких этапов — теория, практика и стажировка. По итогам каждого этапа необходимо пройти аттестацию. Например, после теории ученики отвечают на вопросы, которые случайным образом выдает компьютерная программа, а при проверке практических навыков на тренажерах необходимо показать, какие действия надо предпринимать в той или иной ситуации. Для этого нужно знать работу АЭС досконально, начиная от физики протекающих в реакторе процессов до теплогидравлики в оборудовании: на пульте управления может возникать около 50 тыс. различных сигналов об отклонении параметров работы оборудования.

Самым же трудным является конечный экзамен. Инструкторы моделируют на тренажере два сложных аварийных сценария, а будущие специалисты должны каждый раз переводить реакторную установку в безопасное состояние. И если на экзамене по теории для зачета можно правильно ответить на 70% вопросов, то тут ошибки недопустимы. Только тот, кто смог во всех тренировках справиться с поставленной задачей, может быть допущен к следующей проверке знаний в Ростехнадзоре для получения разрешения на работу в области использования атомной энергии. При успешном прохождении этой проверки кандидат допускается к дублированию на рабочем месте оператора под управлением опытного наставника. И уже после успешного окончания этого этапа специалист может работать самостоятельно.
1
тысяча
часов в среднем требуется
на обучение оператора
пульта управления энергоблока
По словам заместителя начальника нововоронежского УТП Владимира Потанина, обучение каждого специалиста строится по индивидуальной программе, которая учитывает уже ранее полученные компетенции. «Если, например, на должность оператора БЩУ претендуют два человека, то возможна их одновременная теоретическая подготовка. Но, как правило, обучение строго индивидуальное: один ученик — один инструктор», — пояснил Владимир Потанин.

Сроки обучения зависят от должности, на которую претендует кандидат. В среднем, будущий оператор реакторного отделения учится 560-600 часов, из которых более 300 часов составляет теория и более 200 — стажировка на рабочем месте. Почти в два раза продолжительнее подготовка операторов пульта управления АЭС — БЩУ или БПУ в зависимости от типа энергоблока. Обучение такого специалиста требует около 1 тыс. часов: 450 часов теории, 350 часов стажировки и 200 часов практики на тренажерах.

Пандемия коронавируса внесла коррективы в подготовку. Но при этом работа УТП не прекратилась, так как ее существенной составляющей являются практические занятия, которые невозможно перевести в дистанционные форматы. На АЭС строжайше соблюдаются все необходимые меры безопасности, а наиболее заметно изменилось обучение операторов БПУ. Так как такие сотрудники критически важны для работы станции, они изолированы в санатории-профилактории, им организованы отдельное питание и отдельные автобусы для доставки на работу. Но будущие специалисты все равно могут ознакомиться со всеми аспектами деятельности операторов: рядом с пультом управления организована отдельная комната инженерной поддержки, из которой кандидаты на должность и могут наблюдать за работой операторов блочного щита.
Свои навыки атомщики также проверяют и на соревнованиях профессионального мастерства. Наиболее массовым является отраслевой чемпионат AtomSkills, который «Росатом» проводит с 2016 года по методике соревнований рабочих профессий WorldSkills. AtomSkills — самый масштабный чемпионат среди российских промышленных компаний, объединяющий все проводимые в атомной отрасли конкурсы мастерства в единую систему подготовки и оценки профессионализма сотрудников. Собственные чемпионаты-отборы проходят и в некоторых дивизионах госкорпорации, в том числе электроэнергетический дивизион проводит REASkills. Его площадками также являются нововоронежские УТП НВ АЭС и полигон УТЦ «Атомэнергоремонта».

В 2020 году церемония награждения победителей AtomSkills прошла именно в Нововоронеже. Призерами чемпионата стали и местные атомщики. Одну бронзовую медаль и три серебряных в компетенции «Аналитический контроль» получили работники НВ АЭС Валерия Акст, Инна Петухова, Жанна Реброва и Елена Саркисян. А инструктор УТП НВ АЭС Евгений Барков стал победителем в компетенции «Технологические системы энергетических объектов». Золото и бронзу в компетенции «Сварочные технологии» взяли сотрудники нововоронежского филиала «Атомэнергоремонта» Илья Бобин и Владимир Клейменов.
Всемирная подготовка
С вводом в эксплуатацию первого в мире блока с реактором ВВЭР-1200 (энергоблока №6 НВ АЭС) у нововоронежского УТП прибавилось задач. Как ранее ВВЭР-1000, так и сейчас ВВЭР-1200 заинтересовал многих зарубежных партнеров. По прототипам инновационных нововоронежских энергоблоков сейчас возводятся АЭС в Бангладеш, Беларуси и Турции. Также возможно строительство станций с ВВЭР-1200 в Венгрии, Египте, Узбекистане и Финляндии.

Обучение всем тонкостям работы будущие зарубежные атомщики проходят именно в Нововоронеже. Помимо УТП здесь организован филиал Технической академии «Росатома», который взял на себя теоретическую подготовку иностранцев. Часть людей также изучают теорию в обнинском филиале академии. Организацией обучения занимается отдельный проектный офис «Международный центр подготовки персонала». НВ АЭС стала первой среди российских атомных электростанций, где был создан такой центр.

Руководитель проектного офиса Александр Качаев поясняет, что основные функции и задачи УТП направлены на подготовку собственного оперативного персонала АЭС, а задача Международного центра — обучение иностранных специалистов атомных станций, которые строятся за рубежом по российскому дизайну. «Мы организуем стажировку по всем рабочим местам НВ АЭС. Большую часть работ выполняют инструкторы УТП, они в том числе обучают иностранных специалистов на тренажерах и макетах основного оборудования. Если направление подготовки не является ответственностью УТП, то в этом случае привлекаются специалисты подразделений АЭС, которые имеют соответствующую квалификацию», — отметил Александр Качаев. Также проектный офис является ответственным подразделением на атомной станции за реализацию договоров на обучение персонала иностранных заказчиков.
Владимир Потанин,
заместитель начальника учебно-тренировочного пункта
У подготовки иностранных специалистов своя специфика. Она в первую очередь зависит от уровня знаний. Например, в республике Бангладеш почти нет современных электростанций, а АЭС в этой стране вообще появится впервые. Соответственно, профильных специалистов там единицы. Поэтому здесь бангладешцев учат «с нуля», начиная со школьных азов. Теорию преподают специалисты Технической академии «Росатома», а в УТП будущие специалисты уже проходят практику на полномасштабном тренажере и стажировку на рабочих местах. Поначалу сложность была с языковым барьером, в том числе переводчикам требовалось освоить специфические термины атомной отрасли. Но бангладешцы учатся в Нововоронеже уже второй год. И они, и инструкторы подтянули английский, так что сейчас никаких сложностей не возникает.
После ввода в эксплуатацию энергоблока №7 НВ АЭС с ВВЭР-1200 заместитель генерального директора по операционному управлению «Росатома» Александр Локшин отметил, что Нововоронеж будет развиваться как международный образовательный центр для иностранных АЭС, построенных по российскому дизайну. «Нововоронежская атомная станция стала базой по подготовке персонала. Только в ближайшие пять лет нам надо будет обучить более 2,8 тыс. иностранных специалистов. Если раньше станция была кузницей кадров только для России, теперь — для всего мира», — заявил Александр Локшин.